Зощенко: Самое главное. Михаил Зощенко Самое главное. Рассказы для детей

Содержание

Михаил Зощенко: жизнь, творчество. Рассказы для детей

Зощенко: Самое главное. Михаил Зощенко Самое главное. Рассказы для детей

Зощенко Михаил Михайлович, знаменитый русский писатель и драматург, родился в 1894 году, 29 июля (по некоторым сведениям, в 1895 году), в Санкт-Петербурге. Отец его был художником-передвижником, а мать – актрисой.

Сначала мы расскажем о том, как сложилась жизнь у такого писателя, как Михаил Зощенко. Биография, представленная ниже, описывает основные события его жизненного пути.

Рассказав о них, мы перейдем к описанию творчества Михаила Михайловича.

Обучение в гимназии и в Петербургском институте

Родители в 1903 году отдали своего сына для обучения в Санкт-Петербургскую гимназию № 8.

Михаил Зощенко, биография которого может быть воссоздана в том числе и на основе его собственных воспоминаний и произведений, рассказывая об этих годах, отмечал, что учился довольно плохо, в особенности по русскому языку.

За сочинение на экзамене он получил единицу. Однако Михаил Михайлович отмечает, что уже в то время хотел быть писателем. Пока еще только для себя создавал Михаил Зощенко рассказы и стихи.

Жизнь порой парадоксальна. Начавший сочинять в девять лет будущий известный писатель – самый отстающий в классе ученик по русскому языку! Неуспеваемость его казалась ему странной. Зощенко Михаил Михайлович отмечает, что в это время даже хотел покончить с собой. Однако судьба его хранила.

После окончания обучения в 1913 году будущий писатель продолжил получать образование в Петербургском институте, на юридическом факультете. Через год из-за неуплаты за обучение он был отчислен оттуда. Зощенко пришлось идти работать. Он начал трудиться на Кавказской железной дороге контролером.

Военное время

Привычное течение жизни прервала Первая мировая война. Михаил решил поступить на военную службу. Сначала он стал юнкером рядового состава и отправился в Павловское военное училище, затем, окончив четырехмесячные ускоренные курсы, ушел на фронт.

Зощенко отмечал, что у него не было патриотического настроения, просто он не мог долго сидеть на одном месте. На службе, однако, Михаил Михайлович отличился.

Он являлся участником многих сражений, был отравлен газами, получил ранение. Начав участвовать в боях в звании прапорщика, Зощенко уже капитаном был отчислен в резерв (причина – последствия отравления газами).

Кроме того, его наградили 4 орденами за боевые заслуги.

Возвращение в Петроград

Михаил Михайлович, вернувшись в Петроград, познакомился с В. В. Кербиц-Кербицкой, своей будущей супругой. После Февральской революции Зощенко назначают начальником телеграфа и почт, а также комендантом Главного почтамта. Далее была командировка в Архангельск, работа адъютантом дружины, а также выборы Михаила Михайловича в секретари полкового суда.

Однако мирная жизнь снова прерывается – теперь уже революцией и последовавшей за ней Гражданской войной. Михаил Михайлович отправляется на фронт. В качестве добровольца он поступает в Красную Армию (в январе 1919 года).

Он служит полковым адъютантом в полку деревенской бедноты. Зощенко участвует в сражениях под Ямбургом и Нарвой против Булак-Балаховича.

После сердечного приступа Михаилу Михайловичу пришлось демобилизоваться и возвратиться в Петроград.

Зощенко в период с 1918 по 1921 год сменил множество занятий. Впоследствии он писал, что попробовал себя примерно в 10-12 профессиях. Он работал и милиционером, и столяром, и сапожником, и агентом уголовного розыска.

Жизнь в мирные годы

Писатель в январе 1920 г. переживает смерть матери. К этому же году относится его женитьба на Кербиц-Кербицкой. Вместе с ней он переезжает на ул. Б. Зеленина. В семье Зощенко в мае 1922 года рождается сын Валерий. Михаила Михайловича в 1930 году командируют вместе с бригадой писателей на Балтийский судостроительный завод.

Годы Великой Отечественной войны

Михаил Зощенко в начале войны пишет заявление, в котором просит зачислить его в Красную Армию. Однако он получает отказ – его признают негодным к военной службе.

Зощенко приходится вести антифашистскую деятельность не на поле боя. Он создает антивоенные фельетоны и публикует их в газетах, посылает в Радиокомитет.

В 1941 году, в октябре, его эвакуируют в Алма-Ату, а через месяц он становится сотрудником “Мосфильма”, работает в сценарном отделе студии.

Гонения

Зощенко в 1943 году вызывают в Москву. Здесь ему предлагают занять должность редактора “Крокодила”. Однако Михаил Михайлович отказывается от этого предложения. Тем не менее он входит в состав редколлегии “Крокодила”. Внешне все выглядит благополучно.

Однако через некоторое время над головой Михаила Михайловича начинают все сильнее сгущаться тучи: его выводят из редколлегии, выселяют из гостиницы, лишают продуктового пайка. Продолжаются гонения. Тихонов Н. С. на пленуме ССП даже нападает на повесть Зощенко “Перед восходом солнца”.

Писателя практически не печатают, но все-таки вводят в 1946 году в состав редколлегии “Звезды”.

14 августа 1946 года – апофеоз всех его перипетий. Именно тогда выходит постановление ЦК ВКП(б) о журналах “Ленинград” и “Звезда”. После этого Зощенко исключают из Союза писателей, а также лишают продуктовой карточки.

На этот раз повод для нападок был уже совсем ничтожный – детский рассказ Зощенко под названием “Приключения обезьяны”. Все журналы, издательства и театры вслед за постановлением расторгают договоры, заключенные ими ранее, требуя возвратить выданные авансы. Семья Зощенко бедствует.

Она вынуждена существовать на вырученные от продажи личных вещей деньги. Писатель пробует зарабатывать в артели сапожников. Продовольственную карточку ему в конце концов возвращают. Кроме того, публикует Михаил Зощенко рассказы и фельетоны (конечно, далеко не все).

Однако на жизнь зарабатывать в это время приходится в основном переводческой работой.

Михаилу Зощенко удается восстановиться в Союзе писателей только после смерти Сталина. Знаменательное событие происходит 23 июня 1953 года – писателя вновь принимают в Союз. Однако это еще не конец. Михаилу Михайловичу недолго удалось на этот раз пробыть его членом.

5 мая 1954 года произошло роковое событие. Анну Ахматову и его пригласили в этот день в Дом писателя, где должна была состояться встреча с группой английских студентов. Писатель на ней заявил во всеуслышание о несогласии с обвинениями, пущенными в его адрес. Новый этап травли начинается после этого.

Все эти перипетии сказались на его подорванном здоровье. Опубликованная 7 сентября 1953 г. статья “Факты разоблачают правду” стала последней каплей. Имя писателя после этого вовсе перестало упоминаться. Около двух месяцев продолжалось это забвение.

Однако Михаилу Михайловичу уже в ноябре предлагают сотрудничество два журнала – “Ленинградский альманах” и “Крокодил”. Целая группа писателей встает на его защиту: Чуковский, Каверин, Вс. Иванов, Н. Тихонов. В 1957 году, в декабре, он выпускает “Избранные рассказы и повести 1923-1956 гг.”.

Однако психическое и физическое состояние писателя все ухудшается. Резкий спад его сил происходит к весне 1958 г. Зощенко теряет интерес к жизни.

22 июля 1958 года умер Михаил Зощенко. Даже тело его после смерти подвергалось опале: не было дано разрешения похоронить его в Ленинграде. Прах писателя покоится в Сестрорецке.

Михаил Зощенко, истории жизни которого была посвящена первая часть нашей статьи, оставил большое творческое наследие. Путь его как писателя был непростым. Предлагаем поближе познакомиться с тем, как складывалась его творческая судьба. Кроме того, вы узнаете, какие создал Михаил Зощенко рассказы для детей и каковы их особенности.

Творческий путь

Зощенко активно начал писать после того, как был демобилизован в 1919 году. Его первые опыты представляли собой литературно-критические статьи. В “Петербургском альманахе” в 1921 году появляется первый его рассказ.

Серапионовы братья

В группу под названием “Серапионовы братья” Зощенко привело в 1921 году желание стать профессиональным писателем. К этой группе опасливо относились критики, однако отмечали, что среди них Зощенко – “наиболее сильная” фигура.

Михаил Михайлович входил вместе со Слонимским в центральную фракцию, которая придерживалась убеждения о том, что учиться следует у русской традиции – Лермонтова, Гоголя, Пушкина. Зощенко опасался в литературе “дворянской реставрации”, считал А. Блока “рыцарем печального образа” и возлагал надежды на литературу, имеющую героический пафос. В “Алконосте” в мае 1922 г.

появился первый альманах серапионов, в котором был опубликован рассказ Михаила Михайловича. А “Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова” – книга, ставшая первым его самостоятельным изданием.

Характеристика раннего творчества

Школа А. П. Чехова была ощутима в ранних произведениях Зощенко. Это, например, такие рассказы, как “Рыбья самка”, “Война”, “Любовь” и др. Однако вскоре он ее отринул.

Зощенко посчитал не соответствующей потребностям современного читателя большую форму рассказов Чехова. Он хотел воспроизводить в языке “синтаксис улицы… народа”.

Зощенко считал себя человеком, который временно замещает писателя пролетарского.

Большая группа литераторов в 1927 году создала коллективную декларацию. В ней была освещена новая литературно-эстетическая позиция. М. Зощенко был среди тех, кто подписал ее. Он печатался в это время в периодике (главным образом в сатирических журналах “Смехач”, “Бегемот”, “Чудак”, “Бузотер”, “Мухомор”, “Ревизор” и др.).

Однако не все было гладко. Из-за рассказа “Неприятная история” М. Зощенко, якобы “политически вредного”, конфисковывают в июне 1927 г. номер журнала “Бегемот”. Постепенно осуществляется ликвидация подобного рода изданий. В Ленинграде в 1930 году закрывают и “Ревизор”, последний сатирический журнал.

Однако Михаил Михайлович не отчаивается и решает продолжать работать.

Две стороны известности

С журналом “Крокодил” он сотрудничает с 1932 года.

В это время Михаил Зощенко собирает материал для своей повести под названием “Возвращенная молодость”, а также изучает литературу по медицине, психоанализу и физиологии. Произведения его уже хорошо известны даже на Западе.

Однако у известности этой была и обратная сторона. В Германии в 1933 году книги Зощенко подвергаются в соответствии с черным списком Гитлера публичному аутодафе.

Новые произведения

В СССР в это же время печатается и ставится на сцене комедия Михаила Зощенко “Культурное наследие”. “Голубая книга”, одна из наиболее известных его книг, начинает публиковаться в 1934 году.

Кроме повестей, рассказов и пьес Зощенко пишет также фельетоны и исторические повести (“Тарас Шевченко”, “Керенский”, “Возмездие”, “Черный принц” и др.).

Кроме того, он создает рассказы для детей (“Умные животные”, “Бабушкин подарок”, “Елка” и др.).

Детские рассказы Зощенко

Михаил Зощенко для детей написал множество рассказов. Они публиковались в журналах в период с 1937 по 1945 год. Из них некоторые были отдельными произведениями, а другие объединялись в циклы. Цикл “Леля и Минька” пользуется наибольшей известностью.

В 1939-м – 1940-х гг. Михаил Зощенко создал эту серию произведений.

В ее состав были включены следующие рассказы: “Золотые слова”, “Великие путешественники”, “Находка”, “Через тридцать лет”, “Не надо врать”, “Галоши и мороженое”, “Бабушкин подарок”, “Елка”. Не случайно их объединил в один цикл Михаил Зощенко.

Краткие содержания этих произведений позволяют сделать вывод о том, что у них есть нечто общее, а именно образы главных героев. Это маленький Минька и Леля, его сестра.

От лица рассказчика ведется повествование. Образ его не менее интересен, чем герои рассказов Михаила Зощенко. Это взрослый человек, который вспоминает поучительные и комические эпизоды из своего детства.

Отметим, что между автором и рассказчиком есть сходство (совпадает даже имя, а также имеется указание на писательскую профессию). До полного совпадения тем не менее не доходит. Речь рассказчика существенно отличается от авторской. Эта форма повествования называется литературным сказом.

Он был в особенности актуален в литературе СССР 20-30-х годов. В это время вся культура отличалась тягой к стилистическим и языковым экспериментам.

В этих рассказах, как отмечает С. Я. Маршак, автор не только не прячет мораль. Он говорит о ней со всей откровенностью в тексте, а иногда и в заголовке произведений (“Не надо врать”).

Однако рассказы от этого не становятся дидактичными. Их спасает юмор, всегда неожиданный, а также особенная серьезность, присущая Зощенко.

В основе неожиданного юмора Михаила Михайловича лежит остроумная пародия.

Сегодня большой популярностью пользуются многие произведения, которые написал Михаил Зощенко. Книги его проходят в школе, их любят взрослые и дети. Путь его в литературе был непростым, как, впрочем, и судьба многих других писателей и поэтов советского времени.

Двадцатый век – сложный период в истории, однако даже в военные годы было создано множество произведений, ставших уже классикой отечественной литературы.

Биография такого великого писателя, как Михаил Зощенко, кратко изложенная нами, надеемся, вызвала у вас интерес к его творчеству.

Источник: https://FB.ru/article/208772/mihail-zoschenko-jizn-tvorchestvo-rasskazyi-dlya-detey

Смешные рассказы для детей Михаил Зощенко сборник

Зощенко: Самое главное. Михаил Зощенко Самое главное. Рассказы для детей

Нас замучила ностальгия по детству и мы решили найти для вас самых интересных смешных рассказов, которые в детстве читали сами с удовольствием.

Показательный ребенок

Жил-был в Ленинграде маленький мальчик Павлик. У него была мама. И был папа. И была бабушка.И вдобавок в их квартире жила кошка под названием Бубенчик.Вот утром папа пошёл на работу. Мама тоже ушла. А Павлик остался с бабушкой.А бабушка была ужасно старенькая. И она любила в кресле спать.Вот папа ушёл. И мама ушла. Бабушка села в кресло.

А Павлик на полу стал играть со своей кошкой. Он хотел, чтоб она ходила на задних лапках. А она не хотела. И мяукала очень жалобно.Вдруг на лестнице раздался звонок.Бабушка и Павлик пошли открывать двери.Это пришёл почтальон.Он принёс письмо.Павлик взял письмо и сказал:– Я сам передам папе.Вот почтальон ушёл. Павлик снова хотел играть со своей кошкой.

И вдруг видит – кошки нигде нет.Павлик говорит бабушке:– Бабушка, вот так номер – наш Бубенчик пропал.Бабушка говорит:– Наверно, Бубенчик убежал на лестницу, когда мы открыли дверь почтальону.Павлик говорит:– Нет, это, наверно, почтальон взял моего Бубенчика. Наверно, он нарочно нам дал письмо, а мою дрессированную кошечку взял себе. Это был хитрый почтальон.

Бабушка засмеялась и говорит шутливо:– Завтра почтальон придёт, мы отдадим ему это письмо и взамен возьмём у него назад нашу кошечку.Вот бабушка села в кресло и заснула.А Павлик надел своё пальто и шапочку, взял письмо и тихонько вышел на лестницу.«Лучше, – думает, – я сейчас отдам письмо почтальону. И лучше я сейчас возьму от него мою кошечку».Вот Павлик вышел во двор.

И видит – во дворе нету почтальона.Павлик вышел на улицу. И пошёл по улице. И видит – на улице тоже нигде нету почтальона.Вдруг какая-то одна рыжая тётка говорит:– Ах, поглядите все, какой маленький малыш идёт один по улице! Наверно, он потерял свою маму и заблудился. Ах, позовите скорей милиционера!Вот приходит милиционер со свистком.

Тётка ему говорит:– Поглядите, какой мальчик лет пяти заблудился.Милиционер говорит:– Этот мальчик держит в ручке письмо. Наверное, на этом письме написан адрес, где он живёт. Мы прочтём этот адрес и доставим ребёнка домой. Это хорошо, что он взял с собой письмо.Тётка говорит:– В Америке многие родители нарочно кладут письма в карман своим детям, чтоб они не терялись.

https://www.youtube.com/watch?v=4V0jKrRVXjE

И с этими словами тётка хочет взять письмо от Павлика. Павлик ей говорит:– Что вы волнуетесь? Я знаю, где я живу.Тётка удивилась, что мальчик так смело ей сказал. И от волнения чуть в лужу не упала.Потом говорит:– Поглядите, какой бойкий мальчик. Пусть он нам тогда скажет, где он живёт.Павлик отвечает:– Улица Фонтанка, восемь.

Милиционер поглядел на письмо и говорит:– Ого, это боевой ребёнок – он знает, где он живёт.Тётка говорит Павлику:– А как тебя зовут и кто твой папа?Павлик говорит:– Мой папа шофёр. Мама ушла в магазин. Бабушка спит в кресле. А меня зовут Павлик.Милиционер засмеялся и сказал:– Это боевой, показательный ребёнок – он всё знает. Наверно, он будет начальником милиции, когда подрастёт.

Тётка говорит милиционеру:– Проводите этого мальчика домой.Милиционер говорит Павлику:– Ну, маленький товарищ, пойдём домой.Павлик говорит милиционеру:– Дайте вашу руку – я вас доведу до своего дома. Вот мой красивый дом.Тут милиционер засмеялся. И рыжая тётка тоже засмеялась.Милиционер сказал:– Это исключительно боевой, показательный ребёнок.

Мало того, что он всё знает, он ещё меня хочет до дому довести. Этот ребенок непременно будет начальником милиции.Вот милиционер дал свою руку Павлику, и они пошли домой.Только дошли они до своего дома – вдруг мама идёт.Мама удивилась, что Павлик идёт по улице, взяла его на руки, принесла домой.Дома она его немножко побранила.

Она сказала:– Ах ты, противный мальчишка, зачем ты убежал на улицу?Павлик сказал:– Я хотел у почтальона взять моего Бубенчика. А то мой Бубенчик пропал, и, наверно, его взял почтальон.Мама сказала:– Что за глупости! Почтальоны никогда не берут кошек. Вон твой Бубенчик сидит на шкафу.Павлик говорит:– Вот так номер. Смотрите, куда прыгнула моя дрессированная кошечка.

Мама говорит:– Наверно, ты, противный мальчишка, её мучил, вот она и забралась на шкаф.Вдруг проснулась бабушка.Бабушка, не зная, что случилось, говорит маме:– Сегодня Павлик очень тихо и хорошо себя вёл. И даже меня не разбудил. Надо за это дать ему конфетку.Мама говорит:– Ему не конфетку надо дать, а в угол носом поставить. Он сегодня убежал на улицу.

Бабушка говорит:– Вот так номер.Вдруг приходит папа. Папа хотел рассердиться, зачем мальчик убежал на улицу. Но Павлик подал папе письмо.Папа говорит:– Это письмо не мне, а бабушке.Вот бабушка надела очки на нос и стала читать письмо.Потом она говорит:– В городе Москве у моей младшей дочери родился ещё один ребёнок.Павлик говорит:– Наверно, родился боевой ребёнок.

И наверно, он будет начальник милиции.Тут все засмеялись и сели обедать.На первое был суп с рисом. На второе – котлеты. На третье был кисель.Кошка Бубенчик долго глядела со своего шкафа, как Павлик кушает. Потом не вытерпела и тоже решила немножко покушать.Она прыгнула со шкафа на комод, с комода на стул, со стула на пол.И тогда Павлик дал ей немножко супу и немножко киселя.

И кошка была очень этим довольна.

Глупая история

Петя был не такой уж маленький мальчик. Ему было четыре года. Но мама считала его совсем крошечным ребёнком. Она кормила его с ложечки, гулять водила за ручку и по утрам сама одевала его.Вот однажды Петя проснулся в своей постельке.И мама стала его одевать.Вот она одела его и поставила на ножки около кровати. Но Петя вдруг упал.

Мама думала, что он шалит, и снова поставила его на ножки. Но он опять упал.Мама удивилась и в третий раз поставила его около кроватки. Но ребёнок снова упал.Мама испугалась и по телефону позвонила папе на службу.Она сказала папе:– Приезжай скорей домой. Что-то с нашим мальчиком случилось – он на ножках стоять не может.

Вот папа приезжает и говорит:– Это глупости. Наш мальчик хорошо ходит и бегает, и не может быть, чтоб он у нас падал.И он моментально ставит мальчика на ковёр. Мальчик хочет пойти к своим игрушкам, но снова, в четвёртый раз, падает.Папа говорит:– Надо скорей позвать доктора. Наверно, наш мальчик захворал. Наверно, он вчера конфетами объелся.

Позвали доктора.Приходит доктор в очках и с трубкой.Доктор говорит Пете:– Это что за новости! Почему ты падаешь?Петя говорит:– Не знаю почему, но немножко падаю.Доктор говорит маме:– А ну-ка, разденьте этого ребенка, я его сейчас осмотрю.Мама раздела Петю, и доктор стал его слушать.

Доктор послушал его через трубку и говорит:– Ребенок совершенно здоровый. И это удивительно, почему он у вас падает. А ну-ка, оденьте его снова и поставьте на ножки.Вот мама быстро одевает мальчика и ставит его на пол.И доктор надевает очки на нос, чтоб получше видеть, как мальчик падает. Только мальчика поставили на ножки, и вдруг он опять упал.

Доктор удивился и говорит:– Позовите профессора. Может быть, профессор догадается, почему этот ребёнок падает.Папа пошёл звонить профессору, а в этот момент к Пете в гости приходит маленький мальчик Коля.Коля посмотрел на Петю, засмеялся и говорит:– А я знаю, почему у вас Петя падает.

Доктор говорит:– Глядите, какой нашёлся учёный карапуз, – он лучше меня знает, почему дети падают.Коля говорит:– Поглядите, как Петя у вас одет. У него одна штанинка болтается, а в другой засунуты обе ножки. Вот почему он и падает.Тут все заахали и заохали.Петя говорит:– Это меня мама одевала.Доктор говорит:– Не нужно звать профессора.

Теперь нам понятно, почему ребёнок падает.Мама говорит:– Утром я очень торопилась, чтоб ему кашу варить, а сейчас я очень волновалась, и поэтому я так неправильно ему штанишки надела.Коля говорит:– А я всегда сам одеваюсь, и у меня таких глупостей с ногами не бывает. Взрослые вечно что-нибудь напутают.Петя говорит:– Теперь я тоже буду сам одеваться.

Тут все засмеялись. И доктор засмеялся. Он со всеми попрощался и с Колей тоже попрощался. И ушёл по своим делам.Папа пошёл на службу. Мама пошла на кухню.А Коля с Петей остались в комнате. И стали играть в игрушки.

А на другой день Петя сам надел свои штанишки, и никаких глупых историй с ним больше не произошло.

Я не виноват

Сидим за столом и кушаем блины.Вдруг отец берёт мою тарелку и начинает кушать мои блины. Я реву.Отец в очках. У него серьёзный вид. Борода. Тем не менее, он смеётся. Он говорит:– Видите, какой он жадный. Ему для отца жаль одного блина.Я говорю:– Один блин, пожалуйста, кушай. Я думал, что ты все скушаешь.Приносят суп.

Я говорю:– Папа, хочешь мой суп?Папа говорит:– Нет, я подожду, когда принесут сладкое. Вот если ты мне сладкое уступишь, тогда ты действительно добрый мальчик.Думая, что на сладкое клюквенный кисель с молоком, я говорю:– Пожалуйста. Можешь кушать моё сладкое.Вдруг приносят крем, к которому я неравнодушен.

Пододвинув к отцу моё блюдце с кремом, я говорю:– Пожалуйста, кушай, если ты такой жадный.Отец хмурится и уходит из-за стола.Мать говорит:– Пойди к отцу, попроси прощения.Я говорю:– Я не пойду. Я не виноват.Я выхожу из-за стола, не дотронувшись до сладкого.Вечером, когда я лежу в кровати, подходит отец. У него в руках моё блюдце с кремом.

Отец говорит:– Ну, что ж ты не съел свой крем?Я говорю:– Папа, давай съедим пополам. Что нам из-за этого ссориться?

Отец целует меня и с ложечки кормит кремом.

Самое главное

Жил на свете мальчик Андрюша Рыженький. Это был трусливый мальчик. Он всего боялся. Он боялся собак, коров, гусей, мышей, пауков и даже петухов.Но наибольше всего он боялся чужих мальчишек.И мама этого мальчика очень и очень грустила, что у неё такой трусливый сынок.

В одно прекрасное утро мама этого мальчика сказала ему:— Ах, как плохо, что ты всего боишься! Только храбрые люди хорошо живут на свете. Только они побеждают врагов, тушат пожары и отважно летают на самолётах. И за это все любят храбрых людей. И все их уважают. Дарят им подарки и дают ордена и медали. А трусливых никто не любит. Над ними смеются и потешаются.

И от этого у них жизнь бывает плохая, скучная и неинтересная.Мальчик Андрюша так ответил своей маме:— С этих пор, мама, я решил быть храбрым человеком. И с этими словами Андрюша пошёл во двор погулять. А во дворе мальчишки играли в футбол. Мальчишки эти, обыкновенно, задевали Андрюшу.И он их боялся как огня. И всегда от них убегал. Но сегодня он не убежал.

Он крикнул им:— Эй вы, мальчишки! Сегодня я не боюсь вас! Мальчишки удивились, что Андрюша так смело им крикнул. И даже сами немножко испугались. И даже один из них — Санька Палочкин — сказал:— Сегодня Андрюшка Рыженький что-то задумал против нас. Давайте лучше уйдём, а то нам, пожалуй, попадёт от него.Но мальчики не ушли. Один дёрнул Андрюшу за нос. Другой сбил ему кепку с головы.

Третий мальчик ткнул Андрюшу кулаком. Короче говоря — они немножко побили Андрюшу. И тот с рёвом вернулся домой.И дома, утирая слёзы, Андрюша сказал маме:— Мама, я сегодня был храбрый, но из этого ничего хорошего не получилось.Мама сказала:— Глупый мальчик. Недостаточно быть только храбрым, надо быть ещё сильным. Одной храбростью ничего нельзя сделать.

И тогда Андрюша незаметно от мамы взял бабушкину палку и с этой палкой пошёл во двор. Подумал: „Вот теперь я буду сильней, чем обычно. Теперь я разгоню мальчишек в разные стороны, если они на меня нападут».Андрюша вышел с палкой на двор. А на дворе мальчишек уже не было.Там гуляла чёрная собака, которой Андрюша всегда боялся.

Размахивая палкой, Андрюша сказал этой собаке: — Попробуй только залай на меня — получишь по заслугам. Узнаешь, что такое палка, когда она прогуляется по твоей голове.Собака начала лаять и бросаться на Андрюшу. Размахивая палкой, Андрюша раза два ударил собаку по голове, но та забежала сзади и немного порвала Андрю-шины штаны.И Андрюша с рёвом побежал домой.

А дома, утирая слёзы, он сказал своей маме:— Мама, как же это так? Я сегодня был сильный и храбрый, но из этого ничего хорошего не получилось. Собака разорвала мои штаны и чуть не укусила меня.Мама сказала:— Ах ты, глупый мальчонка! Недостаточно быть храбрым и сильным. Надо ещё иметь смекалку. Надо думать и соображать. А ты поступил глупо. Ты размахивал палкой и этим рассердил собаку.

Вот за это она и порвала твои штаны. Ты сам виноват.Андрюша сказал своей маме: — С этих пор я буду всякий раз думать, когда что-нибудь случится.И вот Андрюша Рыженький в третий раз вышел погулять. Но во дворе уже не было собаки. И мальчишек тоже не было.Тогда Андрюша Рыженький вышел на улицу, чтобы посмотреть, где мальчишки.А мальчишки купались в реке.

И Андрюша стал смотреть, как они купаются.И в этот момент один мальчишка, Санька Палочкин, захлебнулся в воде и стал кричать:— Ой, спасите, тону!А мальчишки испугались, что он тонет, и побежали звать взрослых, чтобы те спасли Саньку.Андрюша Рыженький крикнул Саньке:— Погоди тонуть! Я тебя сейчас спасу.

Андрюша хотел броситься в воду, но потом подумал: «Ой, я плохо плаваю, и у меня не хватит силы спасти Саньку. Я поступлю умней: я сяду в лодку и на лодке подплыву к Саньке».А у самого берега стояла рыбацкая лодка. Андрюша оттолкнул эту лодку от берега и сам вскочил в неё.А в лодке лежали вёсла. Андрюша стал бить этими вёслами по воде. Но у него ничего не вышло: он не умел грести.

И течение отнесло рыбацкую лодку на середину реки. И Андрюша от страха стал кричать.А в этот момент по реке плыла другая лодка. И в этой лодке сидели люди.Эти люди спасли Саню Палочкина. И, кроме того, эти люди догнали рыбацкую лодку, взяли её на буксир и доставили к берегу.

Андрюша пошёл домой и дома, утирая слёзы, сказал своей маме:— Мама, я сегодня был храбрый, я хотел спасти мальчика. Я сегодня был умный, потому что не бросился в воду, а поплыл в лодке. Я сегодня был сильный, потому что оттолкнул тяжёлую лодку от берега и тяжёлыми вёслами колотил по воде. Но у меня ничего не вышло.Мама сказала:— Глупый мальчик! Я забыла тебе сказать самое главное.

Недостаточно быть храбрым, умным и сильным. Это слишком мало. Надо ещё иметь знания. Надо уметь грести, уметь плавать, ездить верхом на лошади, летать на самолёте. Надо многое знать. Надо знать арифметику и алгебру, химию и геометрию. А для того чтобы это всё знать, надо учиться. Кто учится, тот бывает умным. А кто умный, тот должен быть храбрым. А храбрых и умных все любят, потому что они побеждают врагов, тушат пожары, спасают людей и летают на самолётах.Андрюша сказал:— С этих пор я буду всему учиться.И мама сказала:

— Вот и хорошо.

       

Источник: https://book1mark.ru/smeshnye-rasskazy-iz-sbornika-samoe-glavnoe-mixail-zoshhenko/

«Самое главное», анализ рассказа Зощенко

Зощенко: Самое главное. Михаил Зощенко Самое главное. Рассказы для детей

Рассказ Зощенко «Самое главное» был написан в 1938 г. и напечатан в детском журнале «Чиж» в № 6. В 30-е гг. зрелый писатель Зощенко, воспитывающий родившегося в 1921 г. сына, написал много рассказов для детей. Некоторые объединены в циклы, но рассказ «Самое главное» совершенно отдельный.

Литературное направление и жанр

Детский рассказ «Самое главное» написан в лучших традициях детской литературы. Он предназначен для детей 5-7 лет, которым читают книжки родители.

Такое произведение должно иметь сюжет, описывающий привычные для ребёнка занятия, быть поучительным, но не навязчиво-назидательным. Кроме того, читающий рассказ взрослый должен получать удовольствие от созданного образа взрослого.

В данном случае ассоциировать себя с мамой героя, быть согласным с ней в методах воспитания.

Проблематика

«Взрослая» проблема рассказа – проблема воспитания. Зощенко – сторонник мягкого воспитания, при котором ребёнок может совершать неизбежные ошибки, а взрослый не предупреждает их, а мягко корректирует их последствия.

Другая проблема детского рассказа – проблема гармоничного развития, которое, по Зощенко, невозможно без ошибок. Это рассказ о становлении характера, который формируется сознательно, усилием воли.

Сюжет и композиция

Мальчик Андрюша труслив. Но его вполне устраивает такое положение вещей. Он слишком мал, чтобы задумываться о своём характере.

Зато его мама «в одно прекрасное утро», почувствовав, что сын готов к изменениям, объяснила ему, почему плохо быть трусом. И Андрюша принял решение быть храбрым.

Это важнейший поступок в жизни ребёнка, потому что он отважился на столкновение своей воли с волей других людей.

Мальчишки побили Андрюшу, но мама, хоть и называет его глупым мальчиком, всё равно довольна: ребёнок почувствовал, как это – быть храбрым, да ещё и понял, что воспитание характера происходит постепенно. Мама открывает сыну следующий этап воспитания характера – силу.

Нельзя стать сильным в одно мгновение. Поэтому Андрюша тайком от мамы берёт оружие – палку. Оружием играют мальчики всех времён и народов, да и у взрослых мужчин оружие часто становится мерилом силы и залогом победы в войнах.

Андрюша – маленький мальчик, поэтому его потери невелики: мальчишки его только немножко побили, а собака, которую он дважды ударил по голове, только немножко порвала ему штаны. Мама учит ребёнка сдерживать силу с помощью смекалки, не драться зря. Такое мягкое обучение приводит Андрюшу к следующему этапу: нужно думать, прежде чем действовать и применять силу со всей храбростью.

Уже этих трёх умений Андрюше достаточно, чтобы броситься спасать тонущего Саньку. Андрюша смекнул, что нужно воспользоваться лодкой, потому что он плохо плавает. Но он не умел грести, так что спасать пришлось и его самого.

Анализируя этот поступок, мама открывает, что самое главное, о чём она забыла – это знания. Таким образом, для Андрюши сложилась вся цепочка жизненного успеха, который мама определяет в начале рассказа так: «Только храбрые люди хорошо живут на земле… И все их уважают.

Дарят им подарки и дают ордена и медали». Путь к жизненному успеху таков: нужно получать знания, чтобы становиться умным. Ум в сочетании с силой и храбростью сделает человека полезным для общества, и он будет побеждать врагов, спасать людей.

В крайнем случае – летать на самолёте.

Таким образом, мама достигает своей дидактической цели, помогая сыну отыскать начало жизненного успеха, заключённое в финальной фразе Андрюши: «С этих пор я буду всему учиться».

Герои рассказа

Главный герой рассказа – мальчик Андрюша со смешной фамилией Рыженький. Возможно, создавая этот милый образ, Зощенко рассчитывал и на тех маленьких слушателей, которые ещё как следует не понимают, что такое фамилия, так что просто считают, что Рыженький – характеристика Андрюши.

Сам малыш не понимает, что быть трусом – это плохо. Мальчик просто старается угодить маме. Зощенко точно подмечает, что основа как воспитания, так и послушания – любовь. Четыре раза Андрюша приходит к маме в слезах, пережив неудачу, поступив неправильно.

Он похож на дурака из сказки, который в точности выполняет советы матери, не соотнося их с жизненными обстоятельствами, но добиваясь успеха только благодаря послушанию .

Разница состоит в том, что сказочный дурак не умнеет, а только случайно достигает цели, а Андрюша принимает науку матери как жизненную установку, осознавая логическую цепочку жизненный успех – смелость – сила – смекалка – знание через обучение.

Мать Андрюши – мудрая женщина. Она понимает, что мальчик не может в одночасье приобрести жизненный опыт. Поэтому мама описывает жизненный успех так, как она его понимает.

Есть в этом описании и чисто внешний антураж (ордена и медали), и сама суть хорошей жизни. Хорошего человека любят и уважают, а над плохим смеются. Жизнь труса «плохая, скучная и неинтересная».

Мать не хочет такой жизни для сына.

Каждый раз мама называет Андрюшу глупым мальчиком или глупым мальчишкой. Но это единственное её эмоциональное восклицание. В остальном она логична, добившись своего, произносит только: «Вот и хорошо».

Художественное своеобразие

Образ рассказчика должен был сразу расположить к себе маленького читателя. Рассказчик не просто излагает историю маленького Андрюши, но вживается в его образ, мыслит, как ребёнок. Страшные животные, которых боялся Андрюша, не пугают читателя. Но рассказчик сочувствует мальчику.

Даже речь рассказчика имеет какую-то неправильность, как детская речь.

Он ошибочно строит превосходную степень наречия: «наибольше всего». Эмоции мамы тоже описаны как бы с точки зрения ребёнка. Сначала она «очень и очень грустила» из-за трусости сына, а потом почувствовала, что всё хорошо. Гармоничное сосуществование с мамой – счастье каждого ребёнка.

  • «Аристократка», анализ рассказа Зощенко
  • «История болезни», анализ рассказа Зощенко
  • «Беда», анализ рассказа Зощенко
  • «Обезьяний язык», анализ рассказа Зощенко
  • «Встреча», анализ рассказа Зощенко
  • «Галоша», анализ рассказа Зощенко
  • «Нервные люди», анализ рассказа Зощенко
  • «Ёлка», анализ рассказа Зощенко
  • «Стакан», анализ рассказа Зощенко
  • «Великие путешественники», анализ рассказа Зощенко
  • «Монтёр», анализ рассказа Зощенко
  • «Карусель», анализ рассказа Зощенко
  • «Колдун», анализ рассказа Зощенко
  • Михаил Михайлович Зощенко, краткая биография

По писателю: Зощенко Михаил Михайлович

Источник: https://goldlit.ru/zoshchenko/1319-samoe-glavnoe-analiz

Читать книгу «Самое главное. Рассказы для детей» онлайн— Михаил Зощенко — Страница 1 — MyBook

Зощенко: Самое главное. Михаил Зощенко Самое главное. Рассказы для детей

© Зощенко М. М., наследники, 2009

© Андреев А. С., иллюстрации, 2011

© ООО «Издательство АСТ», 2014

Зощенко Михаил рассказ

Зощенко: Самое главное. Михаил Зощенко Самое главное. Рассказы для детей

Михаил Зощенко.

Название произведения: “Самое главное”.

Число страниц: 24.

Жанр произведения: рассказы для детей, приключения.

Главные герои: Андрюша Рыженький, мама мальчика.

Характеристика главных героев:

Андрюша Рыженький – маленький трусливый мальчишка.

Боялся всего и все его обижали.

Хотел стать храбрым, но не думал о том, что делает.

Глупый и наивный.

Краткое содержание рассказа “Самое главное” для читательского дневника

Мальчик по имени Андрей Рыженький был очень трусливым ребенком.

Он боялся буквально всего на свете.

Мама мальчика очень переживала за него и всегда твердила, что трусливость – это плохо.

С того дня Андрюша решает поменяться и стать смелым.

Он выходит во двор и всем ребятам говорит, что больше он их не боится.

В ответ на его объявление мальчишки только посмеялись и побили его.

Андрюша приходит домой весь в слезах.

Мама мальчика объясняет ему, что важно быть не только смелым и храбрым, но еще и сильным.

Во второй раз Андрюша с новой уверенностью отправляется во двор, но местных ребятишек там не застает.

Тогда он начинает махать палкой перед собакой.

Собаку такое поведение разозлило и она рвет мальчику штаны.

И снова Андрюша возвращается домой весь заплаканный, но мама снова его ругает и говорит, что нужно быть еще и умным.

На следующий раз Андрей решает спасти мальчика Сашу из реки, но сам чуть не тонет в ней.

Как оказалось, нужно еще знания и навыки определенные иметь.

План пересказа произведения “Самое главное” М. Зощенко

1. Андрюша Рыженький – трусливый мальчик.

2. Мама хочет, чтобы Андрюша стал храбрым героем.

3. Мальчишки-задеваки.

4. Сегодня я вас не боюсь.

5. Андрюшу немножко побили.

6. Мама говорит, что сын должен быть сильным.

7. Мальчик отправляется с бабушкиной палкой во двор.

8. Собака и палка.

9. Мальчишки купаются в реке.

10. Санька Палочкин тонет.

11. Андрюша запрыгивает в лодку.

12. Лодку уносит, но взрослые спасают ребят.

13. Мама говорит, что всему надо учиться.

14. Андрей объявляет, что будет учиться быть героем.

мысль рассказа “Самое главное” М. Зощенко

Мораль рассказа такова, что если хочешь стать храбрым, отважным, сильным и сообразительным, то нужно хорошо учиться.

Также, главной идеей рассказа можно назвать и то, что не всегда стоит делать то, что тебе говорят, а сначала подумать, сможешь ли ты это вообще сделать.

Мама хотела, чтоб Андрюша стал храбрым за один день, но это невозможно.

Поэтому мальчик столько наделал ошибок.

Чему учит произведение “Самое главное” Михаила Зощенко

Рассказ учит нас нескольким вещам:

1. Чтобы чего-то добиться, нужно упорно трудиться и учиться.

2. Без знаний и навыков невозможно сделать любое дело.

3. Нужно слушать советы других, но поступать только по своему уму.

4. Всегда стремиться стать лучше.

5. Не воспринимать определенные слова или намеки всерьез. А также, ничего никому не доказывать, а быть самим собой.

Краткий отзыв о рассказе “Самое главное” для читательского дневника

“Самое главное” – забавный и смешной рассказ.

Однако, история главного героя Андрюши Рыженького – поучительная.

Мальчик боялся абсолютно всего и был очень труслив.

Но под влиянием мамы решил стать смелым и отважным.

На деле же, Андрюше не удалось ничего изменить.

Мальчишки все так же избивали его, собака так же лаяла, а история на реке – это вообще уникальный случай.

Но несмотря на все преграды, Андрюше удалось сдвинуться с мёртвой точки и он уже не был таким, как прежде.

Он переборол свои страхи, пусть и не стал храбрым.

Да и за раз такого добиться невозможно.

Из этого рассказа я понял, что если у нас есть какие-то страхи, то нужно учиться преодолевать их.

Как говорила мама главного героя, только те, кто усердно учатся, в итоге становятся храбрыми и отважными героями.

Как и Андрюша я понял, что знания – это сила.

Рассказ М. Зощенко “Самое главное” я рекомендую прочитать всем.

Какие пословицы подходят к рассказу “Самое главное” М. Зощенко

“Знание – половина ума”.

“Больше узнаешь – сильнее станешь”.

“Где нет знаний, там нет и смелости”.

“Не гордись званием, а гордись знанием”.

“Кто без храбрости, тот без радости”.

Отрывок из рассказа, поразивший меня больше всего:

— Мама, как же это так?

Я сегодня был сильный и храбрый, но из этого ничего хорошего не получилось.

Собака разорвала мои штаны и чуть не укусила меня.

Мама сказала:

— Ах ты, глупый мальчонка! Недостаточно быть храбрым и сильным.

Надо ещё иметь смекалку.

Надо думать и соображать.

А ты поступил глупо.

Неизвестные слова и их значения:

Потешаются – издеваться, глумиться.

Буксир – тянуть другую лодку.

Еще читательские дневники по произведениям Михаила Зощенко:

Рассказ “30 лет спустя”

Рассказ “Елка”

Рассказ “Не врать”

Рассказ “Великие путешественники”

Рассказ “Золотые слова”

Библиотека читательских дневников автора пополняется

Готовый читательский дневник 4 класс: краткое содержание произведений, рисунок – иллюстрация, план, главная мысль, краткий отзыв и пословицы для развития логического мышления ребенка.

Источник: https://gdz-gramota.ru/chitatelskii-dnevnik/chitatelskii-dnevnik-4-klass/zoshchenko-mihail-rasskaz-samoe-glavnoe

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.