Гарри салливан является основоположником школы. Интерперсональная теория Гарри Салливана. Стадии развития личности
Содержание
Интерперсональная теория Гарри Салливана. Стадии развития личности
Автор интерперсональной теории Гарри Салливан (Harry Sullivan) родился 21 февраля 1892 года в Норидже, в штате Нью-Йорк.
Салливан, сын ирландского иммигранта, рос в провинциальном городке с антикатолическими настроениями, из-за чего у него сформировалось устойчивое чувство изолированности от общества. Впоследствии, когда Гарри занялся психологией, это привело к созданию концепции социальной изоляции.
В 1917 году Салливан окончил Чикагский колледж медицины и хирургии.
Ученый стал известен благодаря исследованиям в области интерперсональных (межличностных) отношений и изолированности и одиночества страдающих психическими заболеваниями, а также работой с шизофрениками; кроме того, он модифицировал теории Зигмунда Фрейда.
Изначально Салливан был согласен с основными идеями психоанализа, но постепенно его подход изменился: прежде всего, ученого не устраивала концепция психосексуального развития, предложенная основателем психоаналитической теории.
В период с 1925 по 1929 год Гарри Салливан активно работал с больными шизофренией и добивался отличных результатов без применения лекарств. Он утверждал, что это заболевание в значительной мере возникает под влиянием культурных факторов и его можно вылечить.
Любопытно, что все мужчины, принимавшие участие в его исследовании, были гомосексуалистами, что, судя по всему, следует отнести к тому, что психолог и сам, по словам многих его современников, большую часть жизни скрывал свою нетрадиционную сексуальную ориентацию. И правда, один из его пациентов со временем стал его любовником и даже переехал к нему жить, хотя Салливан называл его своим приемным сыном.
В 1933 году ученый основал Психиатрический фонд имени Уильяма Алансона Уайта, а 1936-м — Вашингтонскую школу психиатрии. В годы Второй мировой войны он принимал активное участие в создании Всемирной федерации психического здоровья; в 1938 году основал и стал редактором журнала Psychiatry. Гарри Салливан скончался 14 января 1949 года в возрасте пятидесяти шести лет.Его работа в области интерперсонального психоанализа и разработанные им терапевтические методики и сегодня оказывают огромное влияние на мир психологии.
Интерперсональная теория
Хотя Гарри Салливан вел преимущественно изолированную от общества жизнь, он очень хорошо понимал, насколько важную роль играют в жизни человека межличностные отношения. Психолог считал, что личность проявляется только во взаимоотношениях между людьми.
Он рассматривал ее как систему, в которой энергия существует либо в виде напряжений (потенциальных действий), либо в виде непосредственных действий (трансформаций энергии). Напряжения, в свою очередь, подразделяются на два типа: потребности и тревогу.
Базовые потребности
Базовые потребности одинаковы для всех людей, но как они выражаются, зависит от ситуации. Для их удовлетворения требуется совершить определенные действия.
Динамизм обычно связан с конкретными частями тела, например ртом или гениталиями, либо с общим благополучием человека.
Потребности бывают физиологические, например в пище или кислороде, и межличностные (интерперсональные), например в близости и ласке.
Тревога
Тревогу, в отличие от потребностей, нельзя снять определенными действиями. По мнению Салливана, она представляет собой главный фактор разрушения интерперсональных отношений. Если тревога и напряжение полностью отсутствуют в жизни человека, его охватывает чувство эйфории.
Динамизмы
Итак, Салливан называл стандартные паттерны поведения динамизмами и считал, что они связаны с напряжениями или конкретными участками тела. Ученый различал четыре вида динамизмов напряжения:
1. Близость. Близкие личные отношения двух равноправных людей уменьшают чувство одиночества и тревоги и способствуют межличностному развитию.
2. Сексуальное влечение может быть реализовано и без близких интерперсональных отношений. Этот динамизм всецело основан на удовлетворении сексуальных потребностей, причем удовлетворять потребность партнера не обязательно.
3. Озлобленность характеризуется чувством, что человек живет среди врагов, из-за чего возникают такие качества, как недоброжелательность, ненависть, жестокость или застенчивость. Этот вид динамизма обычно формируется в детстве. Злые, недоброжелательные дети испытывают трудности в близких отношениях; им трудно принимать и давать заботу и ласку.
4. Я-система — устойчивая модель поведения, обеспечивающая безопасность личности, защищающая человека от тревоги. Данный тип динамизма, как правило, подавляет любые изменения личности.
Если наша я-система сталкивается с какой-либо непоследовательностью, возникает необходимость в защитных действиях (психологической защите, служащей для уменьшения интерперсональных напряжений).
К таким действиям относятся диссоциации, или блокирование опыта с целью не допустить его в сознание, и селективное игнорирование, блокирование конкретных переживаний.
Персонификации
По теории Гарри Салливана, в процессе взаимодействия с другими людьми у человека формируются мысленные образы самих себя и других людей — персонификации. Персонификации собственного образа бывают трех типов:
1. Я-плохой — это негативные стороны нашего «я», которые являются следствием неодобрения или наказания. Если персонификация я-плохой (например, при воспоминании о поступке, поставившем его в неловкое положение) осознается, человек испытывает тревогу.
2. Я-хороший. Персонификация я-хороший связана с поощрением и одобрением, не вызывает тревоги. Этим представлением о себе охотно делятся с другими людьми; обычно человек предпочитает фокусироваться именно на этой персонификации.3. Персонификация не-я формируется из-за очень сильной тревоги. Такое переживание часто отрицается и вытесняется в область бессознательного.
Гарри Салливан был согласен с Зигмундом Фрейдом в том, что детский опыт и роль матери чрезвычайно важны для развития личности человека. Однако, в отличие от Фрейда, ученый считал, что личность продолжает развиваться и в пубертатном, и даже во взрослом возрасте.
Стадии развития личности
По мнению Салливана, люди проходят разные стадии развития личности, которые он называл эрами, в четком порядке, определяющемся не временными рамками, а социальной средой.
Перечислим их здесь:
- Младенчество (от рождения до 1 года). В этот период мать дает ребенку нежность и ласку, а ребенок узнает, что такое тревога.
- Детство (1 год — 5 лет). Мать остается главным элементом интерперсональных отношений, но теперь она лишь одна из тех, кто заботится о ребенке, хоть и самая главная фигура.
- Ювенильная эра (6-8 лет). Ребенок начинает испытывать потребность в друзьях и сверстниках, с которыми можно играть. Это начало процесса социализации; на данном этапе ребенок учится взаимодействовать, идти на компромисс и соперничать с другими детьми.
- Подростковая эра (10-12 лет) — самая важная, поскольку все ошибки, совершённые до этого, можно исправить, но ошибки этого периода в дальнейшем исправить чрезвычайно трудно. Эра характеризуется тем, что у ребенка появляется близкий или лучший друг. Если не научиться близости на этой стадии, в дальнейшей жизни у человека возникнут сложности с сексуальными партнерами.
- Юношество (13-17 лет). Эра начинается с началом пубертатного периода. Потребность в дружбе на этом этапе сосуществует с потребностью в сексуальном самовыражении, начинает развиваться интерес к противоположному полу. Если к этому моменту человек не подготовлен к близости, он может путать любовь с влечением и его сексуальные отношения будут лишены истинной близости.
- Позднее юношество (18-23 года). Эра может начаться и в шестнадцать лет, но непременно только после того, как человек становится способным испытывать к другому человеку и близость, и влечение, а длительные отношения становятся для него главной целью. Эра также характеризуется тем, что человек учится справляться с вызовами взрослой жизни.
- Взрослая жизнь (24 года и старше). В эту эру человек выбирает карьеру, обеспечивает себе финансовую безопасность, создает семью. Его видение мира становится стабильным. Если все предыдущие эры были пройдены успешно, задача налаживания взаимоотношений с окружающими и социализации не вызывает особых проблем; но если более ранние эры проходили со сложностями, у человека будут возникать интерперсональные конфликты, в результате чего его будет постоянно мучить чувство тревоги.
Масштабные исследования личности Гарри Салливана привели к созданию интерперсонального психоанализа — направления в психоанализе, сфокусированного навыявлении психопатии человека посредством анализа его взаимодействий с другими людьми в прошлом.
Со временем теории Салливана несколько утратили свою популярность, но тем не менее они и сегодня оказывают на современную психологию большое влияние.
Пол Клейнман: Психология. Люди, концепции, эксперименты
Источник: https://doshkolniki.org/psixologiya/interpersonalnaya-teoriya-garri-sallivana.html
Социально-психологическая теория личности Салливана
Гарри Стек Салливан (Garry Sullivan) – американский психолог, психиатр, основатель интерперсонального направления в психоанализе.
Структура личности по Салливану
В теории личности Салливана предметом анализа является не сама личность, а существующие ситуации межличностных отношений. По мнению автора, личность образуется не внутрипсихическими отношениями, а отношениями межличностного плана.
Личностьэто своеобразная «иллюзия», гипотетическая сущность, её нельзя изучать и наблюдать отдельно от межличностных отношений.
Все без исключения психические процессы по своему характеру — межличностные. Салливан подчеркивал, что даже сновидения межличностны, они указывают на отношения сновидца к другим людям.
Личность в социально-психологической теории — это совокупность процессов, работающих как динамический центр, их функция — регуляция межличностных отношений. Некоторым из внутренних процессов личности Гарри Салливан придает особое значение. Из наиболее важных элементов он выделяет динамизмы, персонификации и когнитивные процессы.
«Я- система»
Тревога – это продукт межличностных отношений. Первоначально она передается от матери к ребенку и связана с угрозой безопасности. Чтобы избежать тревоги, актуальной или потенциальной, люди используют различные способы защиты и контроля за своим поведением. «Я- система» санкционирует одни формы поведения (Я-хороший) и запрещает другие (Я- плохой).
В целом, «Я- система» является системой безопасности и имеет тенденцию к изоляции от остальной личности, как следствие — из опыта не извлекается пользы.
Поскольку «Я» защищает человека от тревоги, оно поддерживается на высоком уровне самоуважения и активно защищается от критики.
По мере созревания и становления независимости «Я- системы» формируются препятствия объективной оценки и сглаживаются противоречия между тем, что человек представляет собой на самом деле и тем, что о нем говорит «Я– система».
Чем больше у человека переживаний, связанных с тревогой, тем более «раздутой» становится «Я- система», увеличение размеров позволяет охватить тревогой всю оставшуюся личность. Хотя «Я-система» и уменьшает тревогу, в целом она препятствует конструктивным отношениям с окружающими.
В рациональном обществе нет предпосылок для тревоги ребенка, и чтобы с ней справится, он не вынужден овладевать неестественными и нереалистичными методами «Я- системы». «Я- система» — главный камень преткновения на пути благоприятных изменений личности.
Когнитивные процессы
Согласно теории, роль познания в функционировании личности выполняется тремя типами переживаний.
Прототаксический — (у Джеймса — поток сознания) прерывистый ряд кратковременных состояний чувствительного организма. Поток «сырых» ощущений, образов, чувств, протекающих через разум чувствующего существа. Между ними нет никакой связи, они не имеют смысла для опыта субъекта. Наиболее ясно обнаруживается в первые месяцы жизни и является необходимой предпосылкой двух последующих.
Паратаксический — способ мышления, представляющий установление причинно — следственных отношений между событиями, которые возникают примерно одновременно, но логически между собой не связаны.
Наше мышление во многом не выше паратаксического. Мы видим причинные связи между переживаниями, не имеющими друг к другу никакого отношения.
Суеверия — это пример паратаксического мышления.
Синтаксический — высший способ мыслительной деятельности, предполагающий признанные формы символической деятельности, особенно вербальной.
Признанный символ тот, в отношении стандартного смысла которого существует согласие группы людей. Слова и числа — это признанный пример такого типа мышления.
Синтаксический способ устанавливает логический порядок между переживаниями и дает людям возможность общаться.
Предвидение — имеет особое значение для когнитивного функционирования. Человек живет прошлым, настоящим и ближайшим будущим, все это имеет существенное значение для объяснения его мыслей и поведения. Предвиденье зависит от воспоминаний и интерпретаций настоящего.
Источник: http://psy-diagnoz.com/theories/174-garry-sullivan.html
Салливан гарри стэк. Интерперсональная теория Гарри Салливана. Стадии развития личности
22.10.2017
Гарри Стэк Салливан
Гарри Стэк Салливан (1892 — 1949) делал основной акцент в психоаналитической практике на межличностных отношениях. Он полагал, что личность нельзя отделить от межличностных ситуаций и поэтому единственное, что поддается интерпретации, — это межличностное поведение.
Таким образом, он считал подлинным объектом исследования не индивидуума как такового, а скорее его взаимодействие с людьми, его окружающими. По мнению Салливана, даже отшельник хранит в себе память о своих взаимоотношениях с другими. Подобно Адлеру и Хорни, он старался сместить акцент в психоанализе с роли инстинктов на область социальной психологии.
Главное место в его терапии занимает интервью и техника проведения интервью (беседы). Мастерству проведения интервью один на один он придавал фундаментальное значение.
Как и большинство ведущих практиков, Салливан много времени отдавал преподаванию. Приводимый случай взят не из его собственной практики, но представляет собой совет ученику по поводу того, как работать с теми специфическими проблемами, с которыми пациент приходит к врачу. Рекомендации Салливана концентрируются на меж личностных отношениях между пациенткой и ее мужем.
Из книги 333 удовольствия и 1000 проблем автора Кабанова Елена Александровна
Я не читаю книг про Гарри Поттера!Все началось с одного незначительного разговора. Моя сокурсница, вполне нормальная и совсем неглупая девчонка, произнесла эту фразу, когда мы болтали, стоя в очереди в буфет. Прямо перед нашими носами маячили фирменные пирожные,
Из книги Вруны и врунишки [Как распознать и обезвредить] автора Вемъ Александр
НЛП-технологии по методу Гарри АлдераСекрет положительного ответаБыть способным эффективно общаться – значит быть способным получать желаемые результаты. Это связано с тем, что в терминологии НЛП называется согласием. Где существуют понимание и взаимное уважение,
Из книги Смысл тревоги автора Мэй Ролло Р
Салливан: тревога как боязнь неодобренияСамая убедительная теория, связывающая тревогу с межличностными отношениями, принадлежит, безусловно, Гарри Стаку Салливану. По его определению, психиатрия — это «изучение биологии межличностных взаимоотношений». Идеи
Из книги Теории личности и личностный рост автора Фрейджер Роберт
Глава 21. Гарри Стэк Салливан и межличностная теория психиатрииД. ЧернышевВеликий американский психиатр Гарри Стэк Салливан утверждал, что человеческую личность можно изучить лишь с помощью научного исследования межличностных отношений. Он считал, что наше личностное
Из книги ШИЗОИДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И САМОСТЬ автора Гантрип Гарри Гарри Гантрип. ШИЗОИДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И САМОСТЬHarry GuntripSCHIZOID PHENOMENA OBJECT-RELATIONS AND THE SELFINTERNATIONAL UNIVERSITIES PRESS, INC. New York 1969Москва2010© Старовойтов В.В., перевод, 2010 © Институт общегуманитарных исследований, 2010Внутри нас лежит огромная неизведанная страна, которую
Из книги Психоаналитические теории личности автора Блюм Джералд
Салливан: прототаксический модусСалливан (64) описывает три модуса, которые вовлечены в формирование это: прототаксический, паратаксичес-кий и синтаксический. На первом году жизни действует прототаксический модус. Вначале у младенца отсутствуют эго и самосознание. Он
Из книги Век психологии: имена и судьбы автора Степанов Сергей Сергеевич
Салливан: эмпатия и значимый другой«Значимый другой» — это понятие, которое Салливан (64) использует для обозначения наиболее влиятельной личности в мире ребенка, обычно матери. В разделе, посвященном формированию эго, мы уже описали процесс возникновения у младенца
Из книги Ведьмы и герои [Феминистский подход к юнгианской психотерапии семейных пар] автора Янг-Айзендрат Полли
Неофрейдистские воззрения: СалливанПаратаксический модус. На первом году жизни, как мы видели, имеет место прототаксический модус переработки опыта: младенец первоначально «схватывает» материнский образ и лишь постепенно начинает различать «хорошую» и «плохую» мать.
Из книги Психология. Люди, концепции, эксперименты автора Клейнман Пол
Установление согласованности: СалливанУстановление согласованности связано с паратаксической, по Салливану, стадией (прим. 13). Оно состоит в попытке скорректировать паратаксическое искажение путем сопоставления собственных мыслей и чувств с соответствующими
Из книги автора
Салливан: избирательное невнимание и диссоциацияСалливан (64), чтобы избежать вызывающего у него неприятие топографического аспекта в представлении о пред-сознательном и бессознательном, развивает концепцию об «избирательном невнимании» и «диссоциации». Ребенок, как
Из книги автора
СалливанВ системе Салливана латентный период носит название «ювенильная эра». Она начинается с нарастанием потребности в общении со сверстниками. Ребенок больше не довольствуется окружением авторитетных взрослых, своих игрушек и животных, он теперь тянется в Из книги автора
Гарри Харлоу(1905–1981)Обезьяны – это серьезноГарри Харлоу (урожденный Гарри Израел) родился 31 октября 1905 года в Фэрфилде. По окончании школы он поступил в колледж Рида в Орегоне, но позже перевелся в Стэнфордский университет, где собирался специализироваться
Из книги автора Гарри Салливан(1892–1949)Интерперсональный психоанализГарри Салливан родился 21 февраля 1892 года в Норидже, в штате Нью-Йорк. Салливан, сын ирландского иммигранта, рос в провинциальном городке с антикатолическими настроениями, из-за чего у него сформировалось
Гарри Стек Салливан – создатель новой концепции, известной как «межличностная теория психиатрии». Ее главный принцип – в том, что касается личности, – заключается в следующем: личность – это «относительно устойчивый рисунок периодически возникающих межличностных ситуаций, характеризующих жизнь человека» (1953, с. 111).
Личность – это некая гипотетическая сущность, которая не может быть оторвана от межличностных ситуаций, и межличностное поведение являет все, что может быть рассмотрено как личность.
Следовательно, полагает Салливан, не имеет смысла в качестве объекта исследования рассматривать индивида, поскольку тот не может существовать – и не существует – отдельно от взаимоотношений с другими людьми.
Ребенок с первого дня жизни является частью межличностной ситуации и на протяжении остальной жизни остается в составе социального поля. Даже отшельник уносит с собой в дикую природу воспоминания о прошлых межличностных отношениях, и они продолжают влиять на его мышление и поведение.
Хотя Салливан не отрицает роли наследственности и созревания в становлении организма, он полагает, что то, что выступает как собственно человеческое – продукт социальных взаимодействий.
Более того, межличностный опыт может изменять – и изменяет – физиологическое функционирование человека, так что можно даже сказать, что организм теряет статус биологического существа и становится социальным организмом, обладающим собственными особенными способами дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения и т.д.
Для Салливана психиатрия близка социальной психологии, и его теорию личности отличает явная ориентация на социально-психологические понятия и переменные. Он пишет:
«Мне кажется, что общая психиатрия как наука охватывает во многом ту же область, что изучается и социальной психологией, поскольку научная психиатрия изучает межличностные отношения, а это в конечном итоге требует использования той же системы понятий, которую мы теперь соотносим с теорией поля. С этой точки зрения личность рассматривается как нечто гипотетическое. Изучать возможно лишь рисунок процессов, типичных для взаимодействия личностей в повторяющихся ситуациях или «полях», включающих наблюдателя» (1950, с. 92).
Гарри Стек Салливан родился на ферме близ Норвича (Нью-Йорк) 21 февраля 1892 г. и скончался 14 января 1949 г. во Франции, в Париже, возвращаясь с собрания исполнительного совета Всемирной федерации психического здоровья в Амстердаме. Он получил медицинскую степень в Чикагском медицинском колледже в 1917 г., а во время 1 Мировой войны служил в вооруженных силах. По окончании войны он работал как медик в Федеральном совете профессионального образования, затем в Службе народного здоровья. В 1922 г. Салливан начал работать в Больнице Святой Елизаветы в Вашингтоне, Федеральный округ Колумбия, где попал под влияние Уильяма Алансона Уайта (White, W.
А.), лидера американской нейропсихиатрии. С 1923 года и до начала 30-х он сотрудничал с медицинской школой Мэрилендского университета, а также с Больницей Шеппарда и Эноха Пратт в Таусоне (Мэриленд). В этот период жизни Салливан осуществил исследования в области шизофрении, которые составили ему репутацию как клиницисту.
Он оставил Мэриленд и открыл собственный кабинет на Парк Авеню в Нью-Йорке со специальной целью изучения обсессивных процессов у пациентов. В это время он начал проходить официальное обучение психоанализу у Клары Томпсон (Thompson, С.), ученицы Шандора Ференчи. Салливан и ранее подвергался психоанализу.
Будучи студентом медиком, он прошел около 75 часов анализа. В 1933 году он стал президентом Фонда Уильяма Алансона Уайта и работал там до 1943 г. В 1936 г. он способствовал основанию и стал директором Вашингтонской школы психиатрии – учебного института Фонда. В 1938 г.
начал выходить журнал «Psychiatry», материалы которого отражали теорию межличностных отношений, разрабатывавшуюся Салливаном. Он был сначала соиздателем, а затем – до своей кончины – издателем этого журнала. В 1940-41 гг. Салливан был консультантом в системе призывной службы; в 1948 г.
участвовал в проекте ЮНЕСКО «Напряженность», организованном ООН для изучения влияния напряженности на международные отношения и взаимопонимание. В том же году он стал членом международной комиссии по подготовке Международного конгресса по психическому здоровью.
Салливан был научным и государственным деятелем, выдающимся психиатром, лидером сыгравшей важную роль школы обучения психиатрии, замечательным терапевтом, смелым теоретиком. Его личность и оригинальность мышления привлекали множество людей, ставших его приверженцами, учениками, коллегами, друзьями.
Помимо Уильяма Алансона Уайта, главное влияние на интеллектуальный путь Салливана оказали Фрейд, Адольф Мейер (Meyer, А.), а также Чикагская социологическая школа в составе Джорджа Герберта Мида (Mead, G.Н.), У.И.Томаса (Thomas, W.I.), Эдварда Сепира (Sapir, Е.), Роберта Э. Парка (Park, R.Е.), Э.У.Берджесса (Burgess, Е.W.), Чарльза Э. Мерриэма (Merriam, С.Е.
), Уильяма Хили (Healy, W.), Харольда Лассуэлла (Lasswell, Н.). Особенную близость Салливан чувствовал с Эдвардом Сепиром, одним из первых начавшим отстаивать необходимость сближения антропологии, социологии и психоанализа. Салливан начал формулировать основные положения своей теории межличностных отношений в 1929 г. и утвердился в своих идеях в середине 30-х.
Источник: https://agiotag.ru/disease/sallivan-garri-stek-interpersonalnaya-teoriya-garri-sallivana.html