Зарядка для глаз для детей. Гимнастика для глаз детям дошкольного и школьного возраста в игровой форме
Содержание
Лечебная гимнастика для глаз в школе
Глаза – орган зрения, который позволяет полноценно изучать и воспринимать окружающий мир, любоваться красотами и получать удовольствия от современных технологий.
Большинство жителей Земли и особенно дети относятся к зрению, как к само собой разумеющемуся и не уделяют ему должного внимания.
К основным факторам, вызывающим проблемы со зрением относятся не только наследственные заболевания и врождённые патологии, но и значительные зрительные нагрузки. В век современных технологий гаджеты, компьютеры увлекают школьников, и они играют, забывая про отдых.
Детское зрение
Оглавление
- 1 Детское зрение
- 2 Упражнения
Большую часть личного времени дети проводят за играми в планшете, на телефоне, компьютере, и при этом взгляд длительное время направлен на предмет, расположенный в непосредственной близости.
Необходимость смотреть по сторонам, вдаль практически отпадает и начинаются структурные изменения. Для снижения нагрузки родителям следует нормировать время игр и просмотр телепередач, которые требуют фиксации зрения в одной точке на одном и том же расстоянии.
И обязательно после этого проводить гимнастику для снятия напряжения с органа зрения.
В качестве профилактики заболеваний глаз и их лечения в комплексной терапии офтальмологи рекомендуют использовать гимнастику для школьников для глаз, которая поможет расслабиться мышцам после длительной нагрузки, улучшит кровообращение и поможет укрепить мышечные волокна. Для профилактических занятий практически не имеется противопоказаний и этим можно заниматься, начиная с детского сада, постепенно вводя их в привычку. Проводить гимнастику можно в игровой форме с использованием стишков или прибауток.В настоящее время офтальмологами зафиксирован значительный рост болезней глаз у детей младшего и среднего школьного возраста, которые ранее наблюдались только у пожилых людей. В первую очередь это связывается с увеличением нагрузки на неокрепшие мышцы глаз. К основным проблемам относят развитие астигматизма, косоглазия, миопии, близорукости и другие болезни.
Упражнения
Выполнять гимнастику для глаз для школьников следует не реже 2-3 раз в день. Систематические занятия помогут школьнику снять напряжение и усталость с органа зрения, улучшить кровообращение и укрепить мышцы.
В большей части они направлены на профилактику болезней глаз, но могут использоваться в лечении, при отсутствии противопоказаний. Длительность занятий не должна превышать 10 минут.
На первоначальном этапе рекомендуется начинать с простых упражнений, постепенно увеличивая нагрузку и вводя новые.
Вся гимнастика проводится в комфортной позе в положении сидя.
Если ребенок младшего школьного возраста, их можно сочетать с подвижными играми, тогда процедура не будет утомительной для него, и он с интересом включится в игровой процесс.
Детям, посещающим учебные заведения, рекомендуется выполнять комплекс в школе, на любой из перемен. Начинать занятия следует с выполнения каждого из упражнений с 2-3 раз увеличивая число повторений до 6-8 постепенно.
- Жмурки. Ребенок с усилием зажмуривает глаза в течении 3-4 секунд. После чего открывает их на такое же время. Обладает расслабляющим эффектом при этом укрепляет мышцы.
- Моргание. Без напряжения ребенок быстро моргает, легко, не напрягая мышцы век. Длительность до 1 минуты. Улучшается кровообращение и кровоснабжение.
- Светофор. По очереди необходимо закрывать то правый, то левый глазик, изображая мигание светофора. Кроме очевидной пользы для глаз, развиваем координацию и ориентирование.
- Маятник. Взгляд не спеша переводится слева на право и обратно, изображая тиканье маятника. При этом голова не должна менять своего положения.
- Пол-потолок. Не поворачивая головы, смотрим вниз-вверх. В последующем его можно усложнить, соединив с четвёртым.
- Гляделки. Упражнение выполняется в паре. Двое садятся напротив друг друга и пристально смотрят в глаза, кто первый моргнул, закрывает глазки и изображает спящего. После отдыха повторяемся.
- Часики. Медленно, не поворачивая головы делаем круг глазами сначала по часовой стрелке, а затем против.
- Крестики. Глаза рисуем импровизированный крестик переводя взгляд: вправо-вверх, затем влево-вниз и в обратной последовательности.
- Далеко-близко. Упражнение делать можно в комнате, на улице или у окна. Выбирается самый удалённый предмет и ребенку предлагается внимательно его рассмотреть в течении 10-15 секунд, после чего перевести взгляд на очень близкий предмет: палец, игрушку, стол, находящиеся на расстоянии 30 см от глаз.
- Массаж век. Аккуратно, не надавливая пальцами массировать верхнее веко от внутреннего к наружному краю, а нижнее – наоборот. Время выполнения не более 1 минуты.
Для достижения результата и введения подобной гимнастики в привычку, занятия должны быть регулярными и выполнятся по времени. К сожалению, не только дети, но и родители могут забыть про весёлую игру для глазок, тогда в качестве напоминалки, можно использовать органайзер мобильного телефона или другого устройства, а также обычный будильник.
В настоящее время для лечения заболеваний глаз разработано значительное количество методик, которые способны в кратчайшие сроки исправить ситуацию, но многие из них связаны с риском и дают краткосрочный результат.
Лечебная гимнастика для глаз относится к традиционному методу лечения и профилактики и рекомендуется для применения в комплексной терапии. Как и любая процедура, зарядку для глаз следует делать после консультации с врачом. Для некоторых упражнений имеются противопоказания.
Не применяются гимнастические приёмы при отслоении сетчатки и в период восстановления после операций на глазах.
Глаза наиболее расслаблены, когда смотрят вдаль. Нужно почаще быть на природе, отвлекаться от гаджетов и компьютера — это самая лучшая гимнастика для глаз.Источник: https://gimnastikasport.ru/lechebnaya/dlja-glaz/dlja-shkolnikov-2.html
Гимнастика для глаз школьника
В наше время зрение детей оказалось в опасности из-за повышенных зрительных нагрузок. Школьные занятия и развивающие игры, которые требуют напряжённого зрительного внимания; время, проводимое у телевизора и электронных устройств, способствуют формированию постоянного зрительного напряжения.
Глаза быстро устают, появляется сухость, жжение, слезоточивость, эффект размытости предметов, возникают головокружения, начинаются головные боли. К неблагоприятным факторам, способствующим усталости глазных мышц, добавляются недостаток дневного света, ограниченная подвижность, неправильная осанка, наследственность.
О том, как предотвратить проблемы со зрением у учащихся младших классов, рассказывает наш консультант – детский офтальмолог кандидат медицинских наук Татьяна Владимировна ВЕЛИЧКО.
Чем раньше, тем лучше
Зрение активно развивается от момента рождения до 6 лет. На 90% формирование зрительных функций к моменту поступления в первый класс заканчивается.
Но и глазные заболевания развиваются тоже рано – если раньше преобладала школьная близорукость, которая развивалась и прогрессировала в возрасте 9–12 лет, то в последние 10 лет всё чаще регистрируется ранняя миопия – в 5 лет и раньше.
Поэтому офтальмологи рекомендуют подумать о профилактике заболеваний глаз в самом раннем возрасте.
Один из методов профилактики – зрительная гимнастика. Это упражнения, направленные на улучшение кровообращения, тренировку и укрепление глазных мышц и век, на снятие усталости.
Регулярные упражнения со временем превратятся в полезную привычку, за которую дети, когда вырастут, будут родителям благодарны.
А так как родители постоянно будут делать упражнения вместе с ребёнком, то и их собственное зрение тоже начнёт улучшаться.
Поскольку именно школьные нагрузки, как правило, провоцируют ухудшение зрения первоклассника, родителям будущих школьников очень важно выбрать комфортную для ребёнка в целом и для его глаз в частности программу обучения в начальной школе.
Важно, чтобы в учебниках для первого класса был крупный шрифт, не утомляющий глаза, и яркие контрастные иллюстрации.В системе учебников «Начальная школа XXI века» после заданий, требующих от ребёнка напряжения, обязательно предусмотрена программой минутка игры, пауза, во время которой можно переключить внимание со зрительной деятельности на подвижную и активную.
Зрительную гимнастику делают 3–4 раза в день, уделяя ей 2–3 минуты в дошкольном возрасте и 4–5 минут для школьников младших классов. В младшем возрасте проводят гимнастику очень простую: каждое упражнение делают сначала 2–3 раза, а когда малыш запомнил движения, увеличивают число повторов до 5–7 раз. Эффект достигается только при регулярном выполнении.
Упражнения – это обязательная вещь, а дети не всегда охотно делают то, о чём их просят. Как облегчить этот процесс? Можно включить музыку – обычно специалисты рекомендуют классическую, но это могут быть и любимые мелодии ребёнка.
Попробуйте привнести в гимнастику игровой, сказочный момент. Например, можно дать упражнениям необычные названия, и будет полезно, если это сделают именно дети, основываясь на своём собственном ассоциативном ряде.
Тем самым они выступят соавторами гимнастики, что будет побуждать их интерес к занятиям.
Одни и те же упражнения каждый день надоедают, поэтому время от времени их надо менять.
Чтобы избежать скуки, рекомендуется менять и место проведения занятий – делать упражнения всё время в разных комнатах, не только в стенах дома или детского сада, но и на улице, во время прогулки.
Например, в парке предложите ребёнку посчитать глазами птиц, прохожих, листья на ветке – это короткое упражнение, которое достаточно выполнять три минуты.
Некоторые упражнения можно делать, не выходя из дома, или в очереди к врачу, или в дороге. Предложите ребёнку найти на стене или на потолке сложный узор и, не двигая головой, только глазами «пройти» по линиям этого узора.После этого упражнения надо отдохнуть минимум 10 минут.
Ещё варианты: дать задание малышу найти глазами какую-то небольшую вещь (например, любимую книгу на книжных полках), попросить посчитать предметы красного цвета или квадратной формы.
Набор упражнений для зрительной гимнастики
1. «Моргай!» Ребёнок энергично моргает на счёт «1–2–3–4–5». Делает перерыв той же продолжительности. 4–5 повторов.
2. «Вверх-вниз». Задача малыша – посмотреть вверх, затем вниз, голова остаётся неподвижной. Повторяем 4 раза, затем пауза на 10 секунд. Ещё 1 повтор.
3. «Вправо-влево». Ребёнок медленно переводит глаза вправо-влево. Затем глаза следует закрыть на несколько секунд. 4 повтора.
4. «Зажмурься». Попросите ребёнка крепко зажмурить глаза, на счёт 5 открыть глаза широко-широко. Затем расслабиться и посмотреть вдаль. 4–5 повторов.
5. «Геометрия». Нужно обвести глазами предложенную геометрическую фигуру (квадрат, прямоугольник), фиксируя взгляд на её углах. Можно попросить обвести фигуру пальчиком, чтобы убедиться, что дети смотрят по периметру. 4 повтора.
6. «Часики». Попросите ребёнка сделать глазами круговое движение сначала по часовой стрелке: вниз, влево, вверх, вправо, вниз. Повторить то же движение, но против часовой стрелки. 3 повтора в каждую сторону.
7. «Спрячься!» Закрыть глаза ладонями, досчитать до 15, открыть глаза. Повторить 5 раз.
8. «Глаза велики». Попросите ребёнка широко открыть глаза, затем поморгать в течение 15 секунд. Повторить 3 раза с отдыхом в 10 секунд.9. «Диагональ». Ребёнок смотрит сначала вправо вверх, потом влево вниз, потом влево вверх и вправо вниз. Голова при этом остаётся неподвижной. Для удобства смотрят крест-накрест на углы комнаты. 5 повторов.
10. «Восьмёрки». Предложите малышу взглядом нарисовать восьмёрку – сначала вертикальную, а затем горизонтальную. 5 повторов.
11. «Фокус-покус». Предложите ребёнку сфокусировать взгляд на предмете вдали на 10–15 секунд. Потом медленно перевести взгляд на предмет, который расположен близко, – на 10–15 секунд. Можно наклеить на оконное стекло небольшой стикер или наклейку и переводить взгляд с этой точки на стекле на деревья за окном. 5 повторов.
12. «В движении». Важно фокусировать взгляд на движущемся предмете, например на кончике указательного пальца, и видеть только его, потом сфокусироваться на объекте вдалеке.
Как правильно выполнять гимнастику
Важно учитывать, что каждый ребёнок индивидуален, поэтому будет правильным, если впервые упражнения и порядок их выполнения покажет офтальмолог на профилактическом приёме или специалист дошкольного учреждения.
Не рекомендуется делать больше пяти видов упражнений за один раз, чтобы ребёнок не уставал и качественно выполнял все задания. Упражнения с открытыми глазами чередуют с теми, при которых глаза закрывают. Занятия зрительной гимнастикой проводятся в спокойной обстановке. После выполнения всех упражнений рекомендуется максимально расслабиться – потянуться, позевать, поморгать.
Упражнения на расслабление
«Медвежонок» – покачивание с закрытыми глазами с одной ноги на другую, справа налево.
«Задуваем свечку» – длинный-длинный выдох через сжатые трубочкой губы после короткого вдоха носом.
Детям иногда трудно выполнять круговые движения глазами или смотреть вправо-влево – им нужна зрительная опора: то, на чём можно сфокусировать взгляд. Такой опорой становится указка с маленькой игрушкой на конце или пальчиковые куклы на руке взрослого. Важно, чтобы во время упражнений дети не двигали головой – только глазами.
Кому какую гимнастику делать?
Зрительную гимнастику рекомендуется делать не только профилактически, но и при уже появившихся отклонениях зрения. При миопии (близорукости), гиперметропии (дальнозоркости), астигматизме, косоглазии рекомендуются отдельные комплексы упражнений, к которым приступают только после консультации офтальмолога. Ребёнка старше 3 лет приводят на осмотр к офтальмологу не реже раза в год.
Офтальмологи подчёркивают, что зрительные гимнастики не только укрепляют зрение и обеспечивают полноценный отдых для глаз. Они укрепляют нервную систему и полезны для работы мозга в целом, поскольку увеличивают скорость и качество переработки зрительной информации, тем самым улучшая умственные способности и развивая творческий потенциал и саму личность ребёнка.
Что поможет сохранить зрение ребёнка
Для достижения должного эффекта гимнастика для глаз должна дополняться правильным режимом дня, щадящим режимом зрительных нагрузок и чередованием их с двигательными нагрузками, сбалансированным рационом питания (включающим в себя бобовые, фрукты, ягоды, продукты, которые содержат витамины А, С, Е, В1, В2, В6, В12). И главное – не забывать, что для глаз более полезно читать и играть на свежем воздухе, нежели смотреть телевизор.
Татьяна Довгилевич
Источник: https://shkolaveka.ru/articles/gimnastika-dlya-glaz/
Гимнастика для глаз для детей: как правильно проводить занятия
Физкультурой с малышами занимаются многие мамы, при этом не все знают, что важны не только упражнения для мышц, но и гимнастика для глаз для детей дошкольного возраста.
Природа создала органы зрения для того, чтобы смотреть вдаль, но современная жизнь заставляет их выполнять несвойственные функции: разглядывать мелкие символы и предметы, часами смотреть на монитор компьютера.
Неудивительно, что очень много людей страдает близорукостью и другими подобными проблемами. Чтобы глаза могли без ущерба для своих функций переносить высокие нагрузки, их нужно тренировать.
Значение глазной гимнастики
Мышцы органов зрения не только двигают глазные яблоки – они изменяют кривизну хрусталика, способствуют хорошему движению крови по сосудам.
Специальные упражнения снимают утомление глаз, подготавливают их к усиленной работе в школьные годы.
При правильно подобранном комплексе можно остановить офтальмологические заболевания в начальной стадии и даже добиться полного восстановления функций.
Упражнения помогут глазам отдохнуть, снимут спазмы. Если вы оставили малыша без внимания, а через некоторое время застали его с красными уставшими глазами уткнувшимся в электронную игру, срочно сделайте с ним несколько упражнений. Конечно, через некоторое время мышцы расслабятся и сами, но лучше не подвергать их дополнительному напряжению.Совет
Успокоить раздражения органов зрения также хорошо помогают компрессы из ватных шариков, пропитанных свежезаваренным чаем.
Зрительная гимнастика не только укрепит мышцы глаз дошкольника. Она поможет ему понять, как важно беречь зрение. Рассказывайте ребенку, что человек, который плохо видит, не сможет стать летчиком или космонавтом, ему запрещены многие виды спорта.
Чтобы ребенок оценил этот дар природы, наденьте ему повязку из полупрозрачной ткани или очки с дымчатыми стеклами.
Хочет ли он всю жизнь провести в таком размытом, расплывчатом мире? Если нет, то должен заботиться о своих глазках, беречь и тренировать их.
Как развиваются органы зрения?
Глаза младенца отличаются от органов зрения взрослого человека не только размерами. Многие мамы замечали, что зрачок новорожденных не имеет четких контуров, его границы размыты.
Такие мутные глаза бывают не у всех, некоторые дети рождаются с четким разделением зрачка и радужной оболочки.
Поскольку система защиты от света работает еще не в полную силу, младенцы в основном держат глаза закрытыми, щурятся в солнечный день или в комнате, освещенной яркими лампами.
СоветЧтобы не напрягать зрение новорожденных, первое время создайте в комнате полумрак: днем задергивайте шторы, а в темное время занавешивайте лампы плотным абажуром.
Хрусталик младенца еще не способен менять кривизну при рассматривании ближних и дальних предметов. Близкие предметы он еще может рассмотреть, а все, что находится дальше 30 см, представляется ему в виде неясных контуров. Даже если бы он смог рассмотреть свое окружение, узнавать объекты малыш бы не сумел.
Участки мозга, контролирующие зрение, начинают работать ближе к 3 месяцам. Нет согласованности и между мышцами, управляющими движением глазных яблок. На фотографиях грудничков иногда можно заметить, как один глаз смотрит прямо, а другой ушел в сторону.
Такие явления не считаются патологией до 6 месяцев, но после полугода зрачки должны двигаться синхронно.
Полностью зрительная система формируется только к 12 годам. До этого возраста идет развитие органов зрения, и они очень уязвимы. Некоторые родители пытаются приучить детей к чтению чуть ли не с пеленок.
Ничем хорошим такая спешка не кончится: цилиарная мышца, которая, меняя кривизну хрусталика, отвечает за аккомодацию (фокусировку зрения), еще не развита. Поэтому хрусталику длительное время фокусироваться на мелких символах (картинках) вредно.
Также дошкольникам вредно смотреть мультфильмы с экранов телефона (или других экранов маленького размера).
Важно!
Формирование органов зрения нельзя оставлять без контроля, нарушения могут возникнуть на любом этапе. Регулярно проходите осмотры у офтальмолога, чтобы вовремя заметить возникшую проблему и устранить ее.
Как правильно проводить занятия?
Ни в коем случае не заставляйте малыша делать гимнастику для органов зрения, не пугайте, что без упражнений он перестанет видеть.
Предложите ребенку поиграть в интересную игру, которая очень обрадует его глазки. Планируйте занятия так, чтобы они не наскучили непоседливому сорванцу.
Для начала проводите гимнастику трижды в день минут по 5, а потом отпустите ребенка погулять, порезвиться.
Начинать занятия можно с детьми раннего возраста, около 3 лет. Предварительно желательно проконсультироваться с офтальмологом, обсудить методику, которую собираетесь применить, получить советы. Если в семье плохая наследственность или у ребенка были замечены какие-либо отклонения от нормального зрения, любые процедуры можно проводить только по рекомендации специалиста.Объясните малышу, что бегать будут только глазки, головой двигать нельзя. Если заметите, что ребенок вертит шеей, первое время придержите его затылок.
Офтальмологи рекомендуют следующие упражнения.
- Закрепите в разных углах потолка 3 больших круга разных цветов. Ребенку нужно по очереди внимательно рассмотреть каждый кружок. На один предмет отводится примерно 10 секунд.
- Предложите малышу 4 раза посмотреть сначала вверх и вниз, затем направо и налево.
- Ребенку нужно сильно зажмуриться, медленно сосчитать до 10, а потом открыть глаза.
- Покажите малышу циферблат часов со стрелками. Пусть он представит, что цифры нарисованы на потолке, а его глазки, как стрелки, должны обойти все числа по кругу.
- Наклейте или нарисуйте на оконном стекле яркий кружок. Подойдите к окну, покажите дошкольнику предмет, который находится очень далеко от вас. Он должен поочередно рассматривать то один, то другой объект.
Когда ребенок хорошо освоит все упражнения, комплекс можно усложнить. Вы командуете, на какой кружок посмотреть, вправо или влево, вверх или вниз. Потом предложите, глядя в одну точку, «нарисовать» носом в воздухе кружок, квадрат, букву или цифру. Когда упражнение будет хорошо получаться, скажите дошкольнику самостоятельно изобразить какую-нибудь фигуру, а вы должны ее угадать.
Сопровождайте гимнастику веселыми сказками, шутками, постарайтесь выучить с малышом стихи. Можно взять текст, где расписаны упражнения на каждый день недели, – ежедневно делайте соответствующие движения.
Воскресенье посвятите массажу: через закрытые веки проводите пальцем по глазным яблокам круговыми движениями сначала в одну, потом в другую сторону.
Сначала вы сами будете подсказывать детям в стихах нужные действия, потом ребенок выучит четверостишия и будет говорить их сам:
Если у вас есть стероекартинки, ребенка не нужно будет уговаривать заниматься. Наоборот, придется отвлекать его от просмотра, чтобы не перенапрягать органы зрения.
Малышам нужно показывать специальные изображения через стереоскоп, а через некоторое время можно научить их безо всяких приспособлений видеть объем. Пусть ребенок держит стереокартинку перед глазами и представляет себе, что смотрит очень далеко, на другой конец города.
Если не получается, нарисуйте на расстоянии, равном промежутку между зрачками, мяч и баскетбольную сетку. Когда ребенок поднесет листок почти вплотную к лицу, он увидит мяч, заброшенный в корзину. Теперь нужно медленно отодвигать от себя рисунок, не давая мячику выскочить из сетки.
При прогулках предложите ребенку, закрывая по очереди то правый, то левый глаз, следить за машиной, собачкой или другими движущимися объектами. Возьмите с собой мячик и учите малыша бросать его в цель, это упражнение полезно и для зрения, и для развития координации движений.
Вариантов для занятий на улице очень много:
- «обрисовать» глазами по контуру крупный предмет;
- не поворачивая головы, назвать все, что смогли увидеть глаза;
- найти и описать самый дальний и самый ближний предмет.
Сколько времени можно смотреть телевизор?
Иногда уже у дошкольников врачи замечают снижение остроты зрения. Винить в этом только телевизоры, планшеты и компьютеры не совсем правильно. Конечно, свою немалую лепту они вносят, но есть и другие причины.
Посоветуйтесь с офтальмологом, он определит, что послужило поводом плохой работы органов зрения:
- наследственность;
- недостаток витаминов A, B, D, а также железа и цинка;
- сильная нагрузка на глаза;
- заболевания позвоночника;
- малая подвижность, из-за которой ткани глаз плохо насыщаются кислородом.
- врожденные патологии.
Если ребенок увлечен рукоделием, лепкой, чтением или другими занятиями, вызывающими напряжение глаз, правильно оборудуйте его рабочее место. Установите лампу на кронштейне, позволяющую направить свет на область работы.
Смотрите, чтобы малыш не горбился, не наклонялся к изделию и не подносил его близко к глазам.
Если он жалуется, что на большом расстоянии не может рассмотреть все детали, сходите в офтальмологический кабинет и проверьте зрение ребенка.
СоветПри покупке книг для детей дошкольного возраста проверьте, чтобы шрифт был крупным, ярким и четким. Рассматривать серые буквы газетного формата вредно даже взрослому, а у малыша такое занятие может привести к снижению зрения из-за сильного перенапряжения глаз.
Чем позже ребенок обратит внимание на экраны различных гаджетов, тем лучше и для глаз, и для мышц, и для осанки. Хорошо, если вы сможете уберечь ребенка от телевизора и компьютера до 5 лет, но в современной жизни такое удается очень редко.
В любом случае выделите в режиме дня ограниченное время для телепередач и электронных игр. Первые просмотры не должны занимать больше 15 минут в день, ближе к школьному возрасту время можно увеличить до получаса.
Если заметили, что у ребенка слезятся глаза, он трет их или прищуривается, выключите монитор и предложите посмотреть в окно на отдаленные предметы или сделать глазную гимнастику.
Занятия по методике Аветисова
Существуют разные методики тренировки органов зрения. Разобраться в их тонкостях и различиях далеким от медицины родителям бывает очень сложно. Лучше не надеяться на собственную интуицию, а проконсультироваться с офтальмологом.
Если он порекомендует пройти первые занятия в поликлинике, не отказывайтесь. Специалисты объяснят, как правильно делать упражнения, ответят на возникшие вопросы. Перед походом к врачу узнайте, какие занятия проводятся в детском учреждении.
Вы можете выбрать любой комплекс гимнастики, но никогда не смешивайте разные системы в одну кучу.
Выхватывая по несколько упражнений из каждой методики, можно перенапрячь одни мышцы и оставить без внимания другие. Многим родителям нравится заниматься с детьми по Аветисову.
В его гимнастике основной упор делается на тренировку глазных мышц, отзывы свидетельствуют о положительных результатах таких процедур.
Методика несложная, не требует ни предварительной подготовки, ни специального оборудования. Заниматься можно в любое время и в любом месте.
На первых занятиях нужно выполнять все упражнения медленно в указанном порядке по 3-4 раза. Когда ребенок освоит комплекс, можно ускорить движения глаз и увеличить количество повторов.
Таким способом постепенно увеличивается нагрузка на органы зрения, их мышцы становятся сильнее.Комплекс упражнений детской гимнастики состоит из 7 основных частей.
- Вдох – смотрим на переносицу, выдох – глаза вернулись в прежнее положение.
- Повторить первое упражнение, направляя взгляд на кончик носа.
- На вдохе поверните глаза вправо, на выдохе смотрите прямо.
- Повторите в левую сторону.
- На вдохе посмотрите в левый верхний угол, на выдохе исходное положение.
- Теперь так же смотрите в правый нижний угол.
- Вдохните и сделайте глазами полукруг снизу вверх. Повторяйте в обе стороны.
Решить, есть ли у дошкольника противопоказания к определенным упражнениям, может только офтальмолог после осмотра. Если никаких ограничений нет, а ребенок начал жаловаться на боль или резь в глазах, слезы или другие негативные явления, уменьшите скорость выполнения и количество повторов. Если и эти меры не помогают, еще раз обратитесь к врачу для выяснения причины.
Испортить зрение в детском возрасте легко, а вот восстановить потом его будет очень сложно, а иногда и невозможно. Гимнастика для глаз – хорошая профилактическая мера, но это не панацея.
Ограничивайте время напряженной зрительной работы, кормите ребенка пищей, богатой витаминами и микроэлементами. Не забывайте про двигательную активность, чтобы кровь активно текла по всем тканям, снабжая их кислородом.
Только комплексный подход поможет сохранить глаза здоровыми.
Текст
Источник: https://Razvivashka.online/fizicheskoe/gimnastika-dlya-glaz
Гимнастика для глаз для детей школьного и дошкольного возрастов
Количество детей с различными расстройствами зрительной функции с каждым годом увеличивается. Переутомление глаз, несбалансированное питание, отсутствие двигательной активности – всё это негативно воздействует на зрение.
Однако предотвратить возникновение проблемы вполне возможно: для этого необходимо регулярно выполнять специальные упражнения.
Гимнастика для глаз для детей позволит улучшить кровоток в глазных тканях, укрепить глазодвигательные мышцы, избавиться от перенапряжения и надолго сохранить нормальное зрение.
Зачем нужна глазная гимнастика детям
Зрение помогает нам воспринимать предметы – форму, величину, цвет объектов, их расположение в пространстве. Жизнь без полноценного зрения способна лишить ребёнка видеть красоту окружающего мира. Различные зрительные нарушения, например, близорукость, приносят в жизнь малыша множество неудобств.
цель гимнастики для глаз – предупреждение у детей ухудшения чёткой видимости. Глазные тренировки помогут:
- укрепить мышцы органов зрения, в том числе, век;
- предотвратить переутомление глаз;
- улучшить микроциркуляцию крови в тканях;
- снять напряжение со зрительной системы.
Глазная зарядка оказывает общеукрепляющее воздействие на весь зрительный аппарат и применяется как в качестве профилактики офтальмологических патологий, так и для лечения имеющихся проблем.
Виды зрительной гимнастики для детей
Существует множество методик глазной гимнастики, разработанных детскими врачами-офтальмологами:
- Известный комплекс тренировок придумал американский окулист У. Бейтс, который считал, что миопия возникает в результате попытки рассмотреть удалённые предметы, а дальнозоркость – близкие. Доктор уверен, что именно глазное напряжение мешает правильному фокусу глаз. Вначале Бейтс предлагает выполнить пальминг (расслабление глазных яблок). Основными упражнениями по Бейтсу являются движение глаз по диагонали, а также очерчивание взглядом прямоугольника, циферблата часов, «рисование» спиралей, змейки, знака бесконечности, витков.
- Ещё один офтальмолог, профессор В.Ф. Базарный разработал специальный тренажёр, уменьшающий зрительное напряжение. Данный тренажёр представляет собой нарисованные на листе бумаги разноцветные кольца и линии, по которым детки должны водить взглядом.
- Доктор медицинских наук Э.С.Аветисов создал собственную методику, которая стала хорошим профилактическим средством против зрительных расстройств в детском возрасте, и даже помогла некоторым пациентам восстановить утраченное зрение.
Условно все упражнения для глаз можно подразделить на следующие виды:
- Глазные тренировки с использованием стихотворных форм. Это могут быть стихи, песенки, потешки, прибаутки.
- Зарядку можно провести с применением различных материалов, цветных игрушек, шаров, ручек, демонстрационных плакатов, рисунков и т.д.
- Без каких-либо атрибутов. При этом занятия проводятся по словесному указанию учителя без применения наглядных средств.
Зрительная гимнастика бывает также:
- профилактическая, целью которой является предупреждение развития офтальмологических патологий;
- корригирующая. Замедляет прогрессирование различных нарушений зрения.
Кроме того, гимнастика может быть пассивной, включающей только тренировку для глаз, а также активной – сочетаться с другими общеукрепляющими занятиями с задействованием других частей тела – конечностей, спины, головы.
Показания и противопоказания
Глазная гимнастика может стать отличной профилактикой против нарушения зрительных способностей в детском возрасте. Показаниями к проведению занятий являются:
- Любые нарушения рефракции у малыша (миопия, дальнозоркость, астигматизм). Тренировки выполняют не менее 4 раз в день, при частом времяпровождении за компьютером или планшетом – каждый час. Главной задачей зарядки для глаз является уменьшение напряжения на зрительный аппарат, а также предупреждение прогрессирования патологии.
- Генетическая предрасположенность к офтальмологическим болезням. Если близкие родственники имеют какие-либо зрительные нарушения, то чаще всего их сын или дочь будут иметь проблемы со зрением в будущем. Систематическое проведение глазной гимнастики поможет снизить частоту появления спазма аккомодации при переутомлении глаз.
- Продолжительные и частые нагрузки на зрительную систему во время развивающих и обучающих занятий. В этом случае ребёнок будет жаловаться на усталость, боль и резь в глазах, а также диплопию. Перед проведением занятий стоит предварительно посетить детского окулиста: специалист не только поможет подобрать оптимальные упражнения, но и проведёт диагностику офтальмологических заболеваний.
- Длительное пребывание перед телевизором, за компьютером, телефоном или планшетом. Современные «гаджеты» негативно влияют на зрительные органы малыша, вызывают не только их перенапряжение и переутомление, но и могут стать причиной синдрома «сухого глаза». Прежде всего, родителям следует ограничить время на просмотр мультфильмов и компьютерные игры, а глазную гимнастику сочетать с увеличением двигательной активности.
Несмотря на всю очевидную пользу, зарядка для глаз имеет некоторые противопоказания:
- перенесённые оперативные вмешательства на зрительном аппарате, особенно при отслоении сетчатки;
- высокая степень миопии. В таких ситуациях требуется консультация офтальмолога: только врач может подобрать специальные занятия для глаз, не вызывающие осложнений;
- если имеется угроза перфорации роговой оболочки;
- недавно перенесённые тяжёлые травмы глаз.
Правила проведения
Проводить глазную гимнастику у детей необходимо с учётом индивидуальных особенностей, состояния их здоровья и возраста. Кроме того, необходимо соблюдать следующие правила:
- Упражнения должны проводиться регулярно, несколько раз на протяжении дня. В раннем дошкольном возрасте время одного занятия должно составлять 2-3 минуты, в старшем дошкольном и школьном – 4-5 минут.
- Перед основной гимнастикой необходимо сделать небольшую разминку. Нагрузку на глазную систему следует повышать постепенно, увеличивая сложность упражнений. Комплекс подбирается с учётом возраста детишек. Начинать стоит с простых движений – зажмуривания, моргания, выпячивания, движения глаз по кругу, вверх-вниз, вправо-влево, постепенно усложняя задание во всевозможных сочетаниях.
- Тренировку допускается проводить когда угодно – во время учёбы, в начале, середине, конце урока, на перемене или прогулке.
- Глазная гимнастика для совсем маленьких проводится в игровой форме, с применением стишков, песен, потешек и т.д.
Перед началом тренировки необходимо принять расслабленное положение, выпрямить шею и спину, голова должна быть неподвижной.
Предметы, выбранные для тренировки, следует показывать медленно. Рисунок должен быть ярким и крупным, и располагаться чуть выше головы детей, а также соответствовать тематике урока. К примеру, при изучении насекомых ориентиром может служить фигурка разноцветной бабочки.
Детки, имеющие плохое зрение, должны сидеть или стоять рядом с педагогом, другие располагаются чуть дальше.
Систематически выполняя глазную гимнастику с детьми, можно превратить её в интересную ежедневную игру, ведь игра в детском возрасте – ведущая деятельность, способствующая их воспитанию и всестороннему развитию.
Комплекс гимнастики для глаз для детей
В современном мире очень трудно избежать вредного влияния окружающей среды на органы зрения, ведь дети уже с раннего детства приучаются ежедневно смотреть телевизор или играть на планшете. Именно поэтому тренировку необходимо начинать как можно раньше, уделяя простым упражнениям по несколько минут в день.
Зарядка для улучшения зрения, выполняемая ребёнком систематически, со временем станет привычкой. Это приведёт к тому, что в будущем он будет выполнять её самостоятельно.
Для малышей 2-3 лет
Зарядку с малютками 2-3 лет следует проводить эмоционально, включая игровые моменты.
Тренировка начинается с простых движений. Сложность упражнений должна увеличиваться постепенно и не провоцировать у малыша неприятных или болезненных ощущений. После того как он освоит простые задания, вводятся более сложные:
- Вначале взрослому рекомендуется самостоятельно помассажировать, размять и погладить глазки сына или дочери, сопровождая свои движения забавными стишками.
- В возрасте 2-3 года кроха уже в состоянии повторить действия взрослого. Малыша усаживают рядом с собой и просят повторить быстрое движение взглядом влево-вправо, вверх-вниз, а также похлопать себя по векам пальцами. Ещё одно несложное упражнение – частое моргание, а также ведение взгляда по кругу. Такая разминка может проводиться несколько раз в день.
- Для длительного занятия потребуется предварительно подготовить разноцветные фигуры (прямоугольник, овал, круг, треугольник) разных цветов и размеров. Фигуры следует показывать поочерёдно. Взрослому необходимо водить пальцем по углам фигурки или по кругу, предложив малышу проследить за движением. Тренировку следует сопровождать весёлыми стишками или песнями, которые обязательно понравятся юному ученику.
Если ребёнок потерял интерес, не стоит его принуждать. В этом случае рекомендуется сменить вид упражнения, добавить в игру разнообразия или отложить занятие на другое время.
Малышам 3-4 лет
Проводить зарядку с 3-4-летними детишками следует, также начиная с простой разминки: движений глазными яблоками вверх-вниз, в стороны, после чего вводить более сложные упражнения:
- Ребёнку предлагается зажмуриться, досчитать до 5, после чего широко открыть веки.
- Руку вытянуть вперёд, сосредоточив взгляд на указательном пальце, медленно приблизить её к лицу, не отрывая взгляда, дотронуться до носа, после чего не спеша отдалить руку.
- Ещё одна увлекательная игра – превращение в животных: малыши должны пофантазировать и изобразить котика, филина и т.п. В процесс необходимо включить органы зрения: глядеть по сторонам, щуриться, вращать глазными яблоками, выпячивать глаза.
- Детишкам 4 лет можно предложить мысленно нарисовать глазками простую геометрическую фигуру, например, квадрат или кружок.
- Рисование носом. Ученики пробуют нарисовать фигурку, картинку или игрушку в воздухе, обводя её носом.
Для детей 5-7 лет
Для детей дошкольного возраста рекомендовано выполнять следующие упражнения:
- «Далеко-близко». Малыш встаёт возле окна, поочерёдно рассматривая близко расположенный предмет, после чего переводит взгляд на объект, находящийся вдали. Занятие повторяют 7 раз.
- Дошкольнику предлагается мысленно представить цифру 8 и нарисовать её взглядом. При затруднении используется рисунок цифры. Восьмёрку можно положить на бок, в виде знака бесконечности. Повторить 7 раз.
- «Крестики-нолики». Взгляд помещают в левый верхний угол помещения, после чего переводят на правый нижний. Затем с правого верхнего смотрят на левый нижний, после этого совершают движение глазными яблоками по кругу. Данный комплекс выполняют несколько раз.
- Движение по циферблату. Детки останавливают взгляд на каждой цифре настенных часов по 1-2 секунде. Повторить против часовой стрелки.
- Отдохнуть глазам поможет прикрытие век на 15 секунд. Открыв глазки, быстро поморгать, досчитав до 5. После двухсекундного перерыва повторяют ещё несколько раз.
Заинтересовать гимнастикой деток старшего дошкольного и школьного возраста можно, рассказав о строении органов зрения человека, необходимости правильного ухода за глазами, а также с помощью бесед на тему: почему вредно долго смотреть телевизор и играть в компьютерные игры.
Какую гимнастику для зрения делать в школе и саду
Посещение общеобразовательных учреждений, будь то детский сад или начальная школа, приводит к длительным нагрузкам на зрительную систему. Чаще всего это происходит на уроках, требующих постоянного напряжения и сосредоточения на мелких деталях – во время урока ИЗО, лепки, конструирования. При этом нагрузка на органы зрения увеличивается, когда ребёнок начинает ходить в школу.
Занятия для глаз у дошколят в детском саду проводят на прогулке, во время развивающих занятий; у младших школьников – в свободное от уроков время, к примеру, на перемене, сочетая её с подвижными играми. Так она не станет для них утомительной.
- Укрепить мышцы и расслабить зрительный аппарат можно с помощью упражнения «Жмурки». Для этого ученикам предлагается сильно зажмуриться на 3-4 секунды.
- Улучшить кровообращение поможет частое моргание в течение 1 минуты, без напряжения мышц век.
- Детки с удовольствием играют в игру «Светофор», поочередно закрывая сначала один, затем другой глаз, изображая мигание светофора.
- Снять перенапряжение можно игрой «Маятник». Взгляд не торопясь переводят слева направо и обратно. Также смотрят вверх-вниз (пол и потолок). Голова должна оставаться неподвижной. Упражнение повторяют несколько раз.
- Увлекательной для учеников станет игра «Гляделки». Детишки садятся напротив друг друга и смотрят в глаза. Первый, кто моргнёт, должен закрыть глазки, изобразив спящего.
Зрение человека – одна из важнейших способностей, потеряв которую трудно вернуть. Именно поэтому зрительный аппарат следует оберегать с раннего возраста, применяя несложную гимнастику для глаз.
Источник: https://oculistic.ru/protsedury/uprazhneniya-dlya-zreniya/gimnastika-i-uprazhneniya-dlya-glaz-dlya-detej